Общественная организация "Мандат" представила доклад по итогам мониторинга законодательной деятельности НС Армении. Мониторинг включает в себя финансовые возможности фракций парламента 5-го созыва, согласно которому 20 из депутатов являются долларовыми миллионерами.
ИЗ ДОКЛАДА, В КОТОРОМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ДАННЫЕ ДЕКЛАРАЦИЙ ДЕПУТАТОВ, представленных в ЦИК РА, видно, что парламентская фракция "Процветающая Армения" самая богатая: депутаты ППА вместе задекларировали сумму в размере 98,1 млн долларов. На втором месте находится фракция РПА, 70 депутатов которой задекларировали сумму, эквивалентную 35,7 млн долларов. На третьем месте АРФ "Дашнакцутюн": 5 депутатов - 537677 долларов. "Оринац еркир" на четвертом месте: 6 депутатов - 234565 долларов. После ПОЕ следует фракция АНК: 7 депутатов партии задекларировали 169275 долларов. 5 депутатов партии "Наследие" совместно обладают 118800 долларов. В топ-5 самых богатых народных избранников входят 4 депутата ППА - Гагик Царукян, Ваан Карапетян, Гурген Арсенян и Григорий Маргарян. Самвел Алексанян от РПА уступает только Царукяну.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: 15 ПРОЦЕНТОВ представителей отечественного депкорпуса - миллионеры. При этом госказна тратит на их безбедное существование колоссальные деньги - государство исправно платит им зарплаты, выделяет командировочные, обеспечивает транспортом, обслуживающим персоналом (помощниками, секретаршами, водителями) и т.д. Словом, богатые депутаты, так же, как их малоимущие коллеги, сидят на шее рядового налогоплательщика, не подозревающего о своей благотворительной миссии - кормить миллионеров.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что это вовсе не наша специфическая особенность. В парламентах многих стран работают небедные народные избранники, которых абсолютно не смущает данное обстоятельство. Хотя 15 процентов всего парламента - это, согласитесь, все-таки многовато. Заметьте, люди, обремененные заботой о сохранении и преумножении своих миллионов, взвалили на свои плечи еще и бремя законотворческой деятельности. Несложно догадаться, чем это чревато для законодательного поля страны. В лучшем случае это некондиционные законы, в худшем - законы, защищающие прежде всего интересы именно тех, для кого главной заботой остается неприкосновенность собственного капитала.
НО ВСЕ ЖЕ ВОПРОС ОТНЮДЬ НЕ В ТОМ, ЧТО В НАШЕМ ПАРЛАМЕНТЕ МНОГО МИЛЛИОНЕРОВ и ожидать от них нормальной депутатской работы не приходится, и даже не в том, что они оплачиваются из скромного бюджета страны. Проблема в том, что они - миллионеры легальные, что в принципе выглядит абсурдно. Если взглянуть на отчеты о налоговых выплатах крупнейших налогоплательщиков Армении, который регулярно публикует Комитет госдоходов, станет ясно, что зарабатывать миллионы в нашей стране практически невозможно. В этих отчетах просматривается любопытная особенность: большинство крупных, процветающих на первый взгляд компаний платят мизерные налоги на прибыль, что свидетельствует о малоуспешности того или иного хозсубъекта. Соответственно их владельцы в свою очередь рассчитывать на крупные, миллионные дивиденды не могут. Как же при такой бизнес-среде в Армении можно стать миллионером? Впрочем, вопрос этот риторический. На самом деле крупные прибыли, крупные доходы остаются в тени, чем, собственно, и объясняется в том числе и внушительное количество миллионеров в армянском парламенте. Да и не только в парламенте...
Лет 10 назад появился шанс хотя бы чуть-чуть отрегулировать этот вопрос. В Армении была внедрена система декларирования доходов, которая хоть и имела кучу недостатков, тем не менее давала надежду на то, что когда-нибудь механизм заработает эффективнее. Спустя несколько лет систему декларирования доходов решили откорректировать, придав ей некоторые фискальные акценты. Предполагалось, что налоговые органы должны проверять достоверность информации, содержащейся в декларациях, сопоставляя ее с объемом налоговых обязательств и реально выплаченными налогами, штрафовать за сокрытие информации и т.д. Очевидно, что функционирование такой системы создало бы серьезный дискомфорт для миллионеров, поскольку скрывать миллионные доходы стало бы гораздо сложнее. Посему в итоге новшество так и не было внедрено, а уже в 2011 году отечественная власть, по сути, решила полностью отказаться от прежней модели декларирования доходов. Теперь данный вопрос лежит в плоскости этических норм.
Два года назад парламент принял закон "Об общественной службе" и сопутствующие ему законы, которые предусматривают создание комиссии по этике высокопоставленных должностных лиц. Закон определяет основные принципы общественной службы, этические каноны, а также отношения, связанные с декларацией о доходах и имуществе высокопоставленных чиновников и аффильированных с ними лиц.
Согласно закону, чиновники обязаны представлять декларации о доходах и имуществе, в том числе членов своей семьи. Тогда при принятии закона министр юстиции Грайр Товмасян отметил, что предлагаемыми изменениями порядка 500 высокопоставленных чиновников будут представлять свою отчетность комиссии по этике. А премьер Тигран Саркисян заявил, что правительство считает представление деклараций о доходах со стороны чиновников крайне необходимым. По его словам, закон имеет антикоррупционное содержание и обеспечивает публичность.
НА САМОМ ЖЕ ДЕЛЕ НОВЫЙ ЗАКОН ДАЛ ВОЗМОЖНОСТЬ высокопоставленным чиновникам-коррупционерам вздохнуть с облегчением. Прежде всего потому, что фактически речь шла о некой декриминализации ответственности за коррупционные действия персон высшего эшелона власти. Ведь многое из того, что раньше считалось правонарушением, влекущим если не уголовную, то по крайней мере административную ответственность, с принятием нового закона перешло в категорию нарушений этических норм. Достаточно сказать, что если раньше за сокрытие доходов чиновники наказывались наложением штрафа, то в новой схеме подобных санкций вовсе нет. Более того, если раньше достоверность информации в декларациях предполагалось проверять, чем должны были заниматься налоговики, то теперь вообще никто ничего не проверяет. У комиссии по этике нет ни таких полномочий, ни ресурсов.
В итоге даже несовершенный по многим параметрам закон о декларировании доходов был, по сути, полностью "обезврежен" и разоружен". Посему вовсе не удивительно, что в парламенте страны сидит армия миллионеров. Миллионеров, повторюсь, легальных. При этом миллионеров, источники капитала которых более чем сомнительны. Согласитесь, такой парламент по определению не может принимать эффективные антикоррупционные законы, задевающие интересы как минимум 15 процентов его состава. Такой парламент не может создавать эффективное и справедливое налоговое поле...
Ара МЕЛИКСЕТЯН, "Голос Армении"