Информация о том, что члены югоосетинской партии "Единая Осетия" обратились к главе этой республики Леониду Тибилову с просьбой провести референдум по вопросу о воссоединении с Северной Осетией (то есть, о присоединении к России), вызвала противоречивые комментарии российских экспертов, которых "Росбалт" попросил высказаться на тему кому и зачем может понадобиться такой шаг.
Так, политолог Игорь Бунин исключил предположение, что за этой инициативой может стоять Кремль. По его словам, "это ведь не наша область, где все заранее планируется, они (осетины) даже президента выбрали не того, кого им рекомендовали". "Скорее всего, это инициатива жителей этой республики, или партии "Единая Осетия"", — считает эксперт.
Противоположного мнения на этот счет придерживается политолог Дмитрий Орешкин. "Референдум в Южной Осетии — это чисто формальный шаг на пути оформления элитных договоренностей", — сказал он, имея в виду как российскую властную элиту, так и югоосетинскую.
Что касается сути вопроса, то идея проведения референдума в Южной Осетии о присоединении к Северной Осетии и, соответственно, о вхождении первой в состав Российской Федерации, политолог Алексей Макаркин называет чистой воды популизмом.
По его мнению, "Россия не сможет официально оформить присоединение Южной Осетии, так как в глазах международного сообщества это будет рассматриваться, как акт аннексии. Это слишком опасно, потому что грозит международной изоляцией".
Он напомнил, что на сегодняшний день страны, признавшие независимость Южной Осетии, "можно пересчитать по пальцам, в то время как остальные государства считают эту территорию частью Грузии".
Россия не пойдет на этот шаг, так как в международной политике постоянно подчеркивает свою приверженность принципам международного права, отметил эксперт.
Что касается современных прецедентов подобного рода, то одно дело, когда Турция признала независимость Турецкой республики Северный Кипр, Армения — Нагорного Карабаха, Россия — Абхазии и Южной Осетии, а другое дело — включение их в состав своих стран, говорит Макаркин.
Он напомнил, что даже, несмотря на то, что и предыдущий, и нынешний президенты Армении — Роберт Кочарян и Серж Саргсян — являются выходцами из Нагорного Карабаха, никто из них не ставил задачи присоединения этого непризнанного государства к Армении, точно так же, как Турция не ставит вопрос о присоединении к себе Северного Кипра.
У нас проводят аналогию с тем, как ведет себя Запад по отношению к Косово, говорит Макаркин. Однако, по мнению эксперта, это не совсем корректное сравнение, поскольку одно дело — признать независимость Косова, а другое дело, если бы США вдруг решили сделать эту республику еще одним своим штатом.
Макаркин не исключает, что причиной обнародования идеи проведения такого референдума является внутренняя политическая борьба в самой Южной Осетии, симпатии осетинской части жителей которой традиционно находятся на стороне России.
В свою очередь Игорь Бунин считает, что непризнанная большинством стран мира республика Южная Осетия действительно может провести референдум о присоединении к Северной Осетии, но это ни к чему не приведет. Практически реализовать эту идею невозможно, уверен он.
"Вот если Косово присоединится к Албании, тогда, может быть, появится возможность присоединить к России и Южную Осетию. До этого момента Южная Осетия, Косово, Нагорный Карабах и другие непризнанные территории будут продолжать существовать как некие непонятные государства", — считает политолог.
Дмитрий Орешкин, напротив, полагает, что вхождение Южной Осетии в состав Северной Осетии и соответственно в состав России — вполне реальный вариант развития событий.
Другое дело, что, по его мнению, референдум был бы абсолютно "делом техническим, поскольку реальной демократии там нет".
"Это вопрос элит — за сколько Россия купит Южную Осетию и надо ли ей ее покупать. Боюсь, что наверху решили, что надо. С моей точки зрения, это большая ошибка", — сказал эксперт. Россия, полагает Орешкин, готова пойти на такой шаг, как фактическая аннексия Южной Осетии, отметил политолог.
С другой стороны, он не исключает и того, что идея такого референдума "возможно, является формой элитного давления на соседнюю Грузию".
Эксперт высказал предположение, что эта идея может принадлежать Владиславу Суркову, который три с половиной месяца назад был назначен помощником президента РФ по вопросам взаимоотношений именно с Абхазией и Южной Осетией.
"Тут есть простая логика, — отметил Орешкин, — три месяца назад господина Суркова бросили на этот фронт, через три месяца рождается эта идея. Это как раз столько, сколько нужно, чтобы ее проработать, обсудить, представить, сколько она может стоить, и так далее. Думаю, что эти вещи совпадают не случайно. Суркову поставили задачу, он ее выполнил".
"Конечно, может быть, этот референдум — страшилка для Грузии, но он точно не имеет никакого отношения к волеизъявлению народа", — говорит политолог.
"Вопрос в том, что наши начальники хотят получить в итоге", — отмечает Орешкин. "Если они хотят провести аншлюс (подобный поглощению Австрии Германией в 1938 году) и им кажется, что это будет хорошо для России и для них, они его проведут", — уверен он.
Также стоит отметить, что одновременно в пятницу появилось сообщение о том, что Россия в 2014-2016 годах выделит Абхазии и Южной Осетии в общей сложности 6 млрд рублей (по миллиарду рублей ежегодно каждой из стран).
Александр Желенин, http://www.rosbalt.ru/