Эксперт по политическим вопросам Тигран Абрамян в интервью Panorama.am обратился к выступлению президента Азербайджана Ильхама Алиева на состоявшемся 9 января заседании правительства республики.
«Озвученные 9 января на заседании правительства Азербайджана президентом этой страны Ильхамом Алиевым заявления стали лучшим способом выяснить, какие выводы сделал И.Алиев после состоявшейся 19 ноября 2013 году встречи президентов Армении и Азербайджана в Вене. А одним из основных вопросов был следующий: готов ли был Азербайджан с целью активизации переговоров и создания необходимой атмосферы последовать призывам сопредседателей МГ ОБСЕ, воздержаться от шагов и заявлений, которые негативно отражаются на переговорном процессе?
Азербайджан разочаровал во всех смыслах: во-первых, Алиев своим заявлением свел к нулю усилия, предпринятые сопредседателями до и после встречи в Вене, попытавшись вернуть ситуацию к точке, которая была до встречи на уровне президентов.
Во-вторых, хотя и после состоявшейся в Вене встречи президентов случаи нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения сократились, однако за последние 2 месяца в результате активности азербайджанской стороны на линии соприкосновения погиб армянский военнослужащий, еще двое получили ранения.
На фоне выступления президента И. Алиева на заседании правительства ВС Азербайджана 10 января, в течение всего дня, нарушали режим прекращения огня на разных участках армяно-азербайджанской границы, открывая огонь по боевым позициям армянской стороны и населенным пунктам из различных видов стрелкового оружия», – отметил эксперт.
Что же касается непосредственно текста заявления И. Алиева, Т. Абрамян сказал: «Помимо стандартных высказываний в азербайджанском стиле, Алиев отметил: „Если в Армении будут превалировать реалистичные подходы, то за короткое время может быть достигнуто продвижение в связи с конфликтом. А реалистичный подход должен опираться на реальность, соотношение реальных сил. Возрастающая мощь Азербайджана также играет и будет играть здесь свою роль”.
Отметим, что Алиев, в отличие от Армении и сопредседателей МГ ОБСЕ, разрешение конфликта видит не в его мирном и справедливом урегулировании, а в „возрастающей мощи Азербайджана”. Пусть Россия, США или Франция – мощные государства. Подразумевает ли это, что при выдвижении ими территориальных претензий к приграничным странам, последние, учитывая „возрастающую мощь” этих государств, должны удовлетворить их территориальный аппетит?
Даже не коснувшись необоснованного тезиса о „возрастающей мощи Азербайджана” и „изменении соотношения сил в регионе”, следует сказать, что президент Азербайджана не забыл также упомянуть и обстоятельства построения армии и арсенала вооружения своей страны, заявив, что „военная мощь Азербайджана сыграет решающую роль в справедливом урегулировании нагорно-карабахского вопроса”.
Президент Азербайджана своим последним заявлением не только рассеивает оптимистичный фон, создавшийся после встречи в Вене, ставя под вопрос возможность организуемой в ближайшее время встречи на уровне президентов, но и наносит непосредственный удар по переговорному процессу.
Как видно, достигнутые в Вене договоренности и ход обусловленных ими событий, тем не менее, не исходят из интересов Азербайджана и официальный Баку делает все возможное для направления событий в иное русло», – подчеркнул Тигран Абрамян.
Panorama.am