Намерение парламентариев внести изменения в закон “Об экологических выплатах и выплатах за природопользование”, согласно которым будет существенно поднят тариф на используемую рыбхозами страны воду, принято производителями в штыки. (Сейчас кубометр артезианской воды стоит 1 драм, однако производители рыбы платят лишь за 5% использованного объема — то есть фактически по 0,05 драма за куб. Видоизмененным же законопроектом предлагается для скважин в Араратской и Армавирской областях поднять плату на 50%, а для поверхностных вод (таких ферм меньшинство) — до 10%.
Что довело бы плату за воду до 0,5 драма за куб/м.) В этой связи вчера представители целого ряда хозяйств — 78 производителей рыбы — собрались в селе Ховташат, чтобы выработать стратегию дальнейших действий. Глава Ассоциации рыбоводов Армении Артур Атоян сказал “НВ”, что все настроены решительно, и будут биться за отмену законодательного новшества. Последнее в конце 2013-го уже прошло в НС в первом чтении.
В противном случае, как утверждает Атоян, вне сферы окажутся 80% существующих рыбхозов. И лишь 3 процента “прудов” останутся на плаву — те, что не пребывают в зоне, охваченной нововведением. По мнению Атояна, обоснования Минохраны природы касательно намерения ужесточить условия ведения бизнеса лишены реальной почвы. Основаны же они, как отмечалось ранее, на стремлении не осушить глубины Араратской долины: ведь водные ресурсы нашей житницы уже под угрозой. Обеспокоенность природоохранителей, несомненно, радует. Но стоило ли поднимать тариф не в 2 или 3, а сразу в 10 раз! Такой кардинальный перекрой, по мнению рыбоводов, самым отрицательным образом отразится на себестоимости продукции. В одном из хозяйств, к примеру, подсчитали, что килограмм может подорожать на 200 драмов и более. Атоян же и рыбоводы-индивидуалы настаивают: цена кило рыбы возрастет на 500 драмов: “Минэкологии представило властям совершенно необоснованные расчеты, не имеющие ничего общего с реальным положением дел. Если закон будет принят, то приведет к краху отрасли. Ведь на протяжении полутора лет многие и без того работают на грани прибылей. 20% рыбхозов реализовывают килограмм всего с 200-драмовой наценкой. Остальные же зарабатывают и того меньше. Мы понимаем, что вода стратегически важный ресурс и имеет свою цену. Но “реформы” следует производить все же с оглядкой и на мнение представителей сферы. Увы, во время обсуждения закона нас даже не поставили в известность. Да и сейчас рыбоводы уверены, что принятие закона пройдет максимально скрыто!”
Однако, помнится, в минувшем году отдельные представители сферы сами признавали: высокий тариф простимулирует предприятия экономить ресурс. В интервью News.am директор одного из крупнейших рыбоводческих хозяйств Армении, ООО “Юнифиш”, Армен Мкртчян сказал, что производительность обычных рыбных прудов может составлять до 100-120 кг на кубометр воды, а рыбхозов, которые установят аэраторы — уже 250 кг! Больший же объем продукции якобы позволит держать бизнес на плаву. Увы, комментируя подобное заявление, представитель другого рыбхоза, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что наращивание производственных мощностей чревато потерей качества: “Ведь в одну и ту же воду придется поместить больше рыбы. Очистные же сооружения прежде следует купить — что обойдется в копеечку. А далее эксплуатировать, что также отразится на себестоимости благодаря высокому тарифу на электроэнергию. Плюс ко всему предстоит освоить новую технологию. А это все непросто... Рубить с плеча, внося такого рода изменения в закон, недопустимо! Ведь в итоге сфера, на становление которой ушли годы, может быть потеряна в мгновение ока”.
Меж тем в народе радостно смакуют реформы: мол, нацелены они на то, чтобы несколько “прищучить” отечественных олигархов, владеющих рыбхозами. “Это всего лишь слухи. У меня и коллег есть иная версия происходящего: прудовые хозяйства уже в обозримом будущем могут составить конкуренцию севанской рыбе. Есть идея развития садковых хозяйств — то есть огородив сетями побережье озера, там будут выращивать немалое количество отборной рыбпродукции. Но поскольку, в связи с особенностями природно-климатических условий, себестоимость севанской продукции окажется выше прудовой, то делается все, чтобы перекрыть кислород потенциальному конкуренту”, — поясняет глава Ассоциации рыбоводов.
В случае 10-кратного подъема водного тарифа удар прежде всего будет нанесен по мелким и средним предприятиям, коих процентов 80-90%. В незавидном положении окажутся и крупные. По словам одного из руководителей такового, они довольно успешно кооперировали усилия с середняком, добиваясь отличных результатов. Теперь такие союзы под угрозой распада. Ежегодно, по словам специалистов сферы, в Армении производится более 10 тысяч тонн рыбы. И если принять в расчет данные Минохраны природы, что в будущем речь пойдет о 10-центовой наценке на кило, то получится, что на ежегодный объем за потребленную воду “повесят” дополнительный 1 млн долларов! Что смерти подобно. Между тем сфера, по словам заводчиков рыбы, пока еще имеет неплохой потенциал: были и есть намерения не только на расширение существующих внешних рынков (в частности, российского), но и на открытие новых рынков реализации продукции. В частности, один из специалистов отметил, что можно было бы вывозить замороженную рыбу в США и Канаду — максимум за транспортировку на килограмм набегало бы 40-50 центов. Был бы обеспечен спрос на наш товар также в Китае и в Японии — во время международных выставок представители стран не раз проявляли большой интерес к форели и к осетру.
Об икорном бизнесе, который с некоторых пор развивается, не приходится и говорить. Ранее деликатес с удовольствием импортировали грузины. Ныне есть попытки производителей освоить и российские прилавки. Увы, все эти радужные планы могут рухнуть в случае вышеуказанного ноу-хау. Ведь в таком случае конкурентоспособности наша рыбпродукция на мировом рынке будет лишена напрочь. Нынешняя отпускная цена прудовых хозяйств на форель с 1800 драмов вырастет как минимум на 200 драмов, за желтую форель вместо 2200 драмов производители будут просить 2400 драмов, а за осетра 2700 драмов вместо 2500 драмов. Впрочем, сидеть сложа руки рыбоводы не намерены. Как заверил Атоян, на вчерашнем сходе было решено — даже в случае принятия законодательных поправок категорически бойкотировать их и не платить ни драма сверх нынешнего тарифа. “Мы будем бороться всеми допустимыми законом способами. И уже в начале будущей недели отправим официальные возражения правительству . Иного выхода не видим. Сфера рыбоводства на грани уничтожения! И пока не поздно, следует ее спасти”, — резюмировал Атоян.
Ася Цатурова, "Новое время"