Итак, на смену 2013-ому пришел год 2014-й. Как правило, люди связывают с новым годом определенные надежды и ожидания, и с этой точки зрения не является исключением также год политический. Вполне объяснимо, что особый интерес для арцахцев представляют перспективы процесса карабахского урегулирования, для которого, можно сказать, начинается швейцарский этап.
Как известно, в соответствии с принятой дипломатической практикой произошла также смена руководства в ОБСЕ. В нынешнем году в порядке ротации председательство в этой евроорганизации перешло от Украины к Швейцарии, и вопрос о предполагаемых мерах официального Берна по достижению прогресса в переговорном процессе под эгидой Минской группы ОБСЕ не может нас не волновать.
По уже сложившейся традиции каждый новый Действующий председатель ОБСЕ в лице главы внешнеполитического ведомства той или иной страны в начале года представляет собственную концепцию решения проблемы. Свои приоритеты в период председательства в ОБСЕ обозначила также Швейцария. Выступая на минувшей неделе в Постоянном совете ОБСЕ, министр иностранных дел Швейцарии Дидье Буркхальтер отметил, что основное внимание в 2014 году его страна направит на создание на пространстве ОБСЕ безопасного и стабильного общества. В этом контексте г-н Буркхальтер заявил, что карабахский конфликт останется в числе важнейших приоритетных задач ОБСЕ. «Мы хорошо понимаем, что прогресс не может наступить моментально, и что никакое урегулирование не может произойти до тех пор, пока этого не пожелают сами стороны конфликта»,- сказал глава МИД Швейцарии. При этом он выразил уверенность в том, что принцип «подождем и посмотрим» не является эффективным способом действий.
Надо сказать, обращает на себя внимание сдержанность выступления Действующего председателя ОБСЕ, который, как это происходило ранее с его предшественниками на посту главы ОБСЕ, не стал брать на себя завышенные обязательства. Вероятнее всего, он учел их горький опыт, и его слова опирались на трезвый, объективный анализ нынешней ситуации в переговорном процессе, который, несмотря на усилия посредников, с января 2012 года практически пребывал в замороженном состоянии и не оставлял надежд на достижение прогресса в урегулировании. Справедливости ради следует отметить, что оптимистические нотки в словах г-на Буркхальтера все же прозвучали, и были они связаны, по его определению, с «несколькими положительными знаками» и интенсификацией контактов на высшем уровне. Глава ОБСЕ, конечно же, в первую очередь имел в виду встречу президентов Армении и Азербайджана 19 ноября минувшего года в Вене.
Следует отметить, что с венской встречей в верхах, которая, по оценке политических наблюдателей, ознаменовала новый этап в процессе карабахского урегулирования и придала ему определенный импульс, действительно связывались некоторые ожидания. В частности, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик в интервью радиостанции «Свобода» назвал диалог обоих президентов конструктивным и выразил надежду на его продолжение, что, полагает он, поможет, наконец, найти путь к мирному урегулированию.
Увы, последующие действия Азербайджана рассеяли эти надежды, если можно так выразиться, «дезавуировали» их. Заявления, с которыми 9 января, то есть менее чем через два месяца после Вены, на заседании правительства Азербайджана выступил президент Ильхам Алиев, наилучшим образом демонстрируют его отношение как к «обнадеживающим» перспективам самой венской встречи, так и к призывам сопредседателей Минской группы ОБСЕ воздерживаться от высказываний и шагов, которые оказывают негативное воздействие на переговорный процесс. «Военная мощь Азербайджана сыграет решающую роль в решении карабахского конфликта», - подчеркнул Алиев. Не оставил он без комментария и перманентные заявления международных посредников о безальтернативности мирного урегулирования конфликта. «Они постоянно повторяют, что альтернативы переговорам нет. Знаете, в современном мире в любой сфере есть достаточно альтернатив», - цинично изрек глава Азербайджана. И тем самым в лишний раз подтвердил, что ни исторических, ни политико-правовых аргументов, кроме военного, у Азербайджана не было и нет.
Однако вышеупомянутое выступление Алиева подтвердило и другое – Азербайджан не может внушать доверия как партнер в процессе урегулирования карабахского конфликта. На словах официальный Баку поддерживает заявления стран-сопредседателей Минской группы о безальтернативности мирного решения проблемы, на деле же делает ставку на военную силу, наращивая бюджет армии и продолжая вооруженные провокации на границе с Арменией и НКР. Кстати, во время выступления на заседании Постоянного совета ОБСЕ Дидье Буркхальтер обратил внимание на данный факт, подчеркнув, что инциденты на линии соприкосновения остаются предметом обеспокоенности.
Все это позволяет с большой долей вероятности говорить о том, что серьезных подвижек в переговорном процессе ожидать едва ли стоит. Несмотря на то, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ намерены уже в третьей декаде января организовать встречу министров иностранных дел Азербайджана и Армении с целью обсуждения дальнейших шагов по интенсификации переговоров.
Согласимся с утверждением г-на Буркхальтера о неээффективности принципа «подождем и посмотрим». Действительно, сейчас не время «ждать и смотреть», требуются действенные меры международного сообщества для пресечения агрессивных намерений Азербайджана.
Леонид МАРТИРОСЯН, главный редактор газеты «Азат Арцах»