...В течение этой недели меня все подмывало что-то написать о горе в двух армянских семьях. Той, которая в Днепропетровске, и той, которая в Ереване. Приехавший из Москвы на Новый год мой родственник упрекнул меня до этого за то, что я обозначаю жесткую разницу между теми, кто живет в пределах и за пределами Армении. Но это не я, а жизнь разделяет тех, кто остался здесь и кто уехал туда.
В НАЧАЛЕ ЭТОЙ ТРАГИЧЕСКОЙ ДЛЯ ДВУХ АРМЯНСКИХ СЕМЕЙ НЕДЕЛИ пришло известие о гибели в бою с азербайджанскими диверсантами сержанта Армена Ованнисяна. Он защищал на арцахской границе всех армян, в том числе живущих далеко за пределами Армении. Не заставляйте меня напоминать африканскую сказку об охотниках, спящих в одной хижине. Приходит лев, съедает сначала того, кто спит у двери. Потом поедает по очереди остальных, не соображающих, что надо запереть дверь. Неужели наш фольклор уступает в мудрости африканскому?
Я не могу утешить ничем родителей Армена Ованнисяна и его 3 сестер, а может, любимую девушку. Только склоняю голову перед подвигом солдата, на месте которого вчера, сегодня, завтра (с такими "хорошими соседями") на фоне подлого безразличия сильных мира сего (сколько месяцев в плену солдат Акоп Инджигулян?) может оказаться любой из наших детей и внуков. Я желаю сестрам Армена огромного семейного счастья и побольше детей по имени Армен, которые будут назло нашим врагам жить в стране под названием Армения. Только так.
Только рождая Арменов, мы сохраним наше наследство и увеличим его. А Сергей? Не стану бередить раны семьи Нигоянов. По информации из разных СМИ (и интернета), выходит, что Нигояны уехали из Тавушского марза (конец 80-х - начало 90-х). Многие тогда уезжали от греха подальше. От холода, голода, выстрелов, армии. Кстати, их село Навур далеко от границы. На том же расстоянии, что Ереван от Турции. И пули со снарядами туда не попадали. Но они уехали, они уговаривали сына не лезть в разборки в Киеве. Не послушал.
Армена и Сергея похоронили на той же неделе. Первый защищал, как это мы делали тысячелетиями, свою землю. Второй (по пословице "Паны дерутся - у хлопцев чубы трещат") погиб в чужих разборках, весьма далеких от контекста, в котором преподносится его смерть, скажем, в издании, курируемом человеком, откосившем от армянской армии и обслуживающем так называемые общечеловеческие ценности.
Любовь к истинным общечеловеческим ценностям начинается с почитания предков, родителей, нации и только потом растет дальше, обнимая весь мир. А если родители выдернули тебя из села Навур и повезли в Украину и ты как гражданин Украины не можешь быть в стороне от проблем родной страны (публикация в "Айкакан жаманак" от 23 января) и не собираешься возвращаться в Армению, то, уж извини за то, что я сниму запятую между именами Армен и Сергей. Тут уместнее задать вопрос: Армен или Сергей? Иного не дано.
Александр Товмасян, "Голос Армении"