Лидер курдского национально-освободительного движения Абдулла Оджалан, отбывающий пожизненное заключение в Турции, обратился с посланием к армянскому народу. Это уже второе по счету подобное обращение к армянам за последние несколько месяцев. С чем же связан обострившийся интерес предводителя Курдской рабочей партии к армянам и армянскому вопросу?..
Письмо курдского лидера приурочено к годовщине убийства Гранта Динка. Оджалан, находящийся в заточении на острове Имралы, отправил его еще 19 января. Но спецслужбы придержали послание. Министерстве юстиции позволило передать обращение депутатам курдской фракции лишь в среду. Они-то и опубликовали послание. Причина задержки, по-видимому, кроется в визите президента Франции. Руководству Турции не хотелось бы, чтобы неприятные для них оценки прозвучали накануне приезда Франсуа Олланда. А оценки оказались действительно неожиданными. Лидер Курдской рабочей партии отмечает, что “в начале XX века в отношении армян, веками живших в Анатолии и Месопотамии, был совершен чудовищный геноцид, но армяне нашли в себе силы выстоять, что является чудом”. Оджалан подчеркивает, что всегда питал к армянам симпатии, и заверяет в том, что его соратники “борются за свободу и веру не только курдов, но и армян, и других коренных народов региона”. “Несмотря на тяжелые условия, я пытаюсь продолжить поиск путей достижения мира, и это не направлено против какого-либо народа и не принесет армянам вреда”, — отмечает автор послания. Нам же Оджалан посоветовал продолжать свою борьбу и при этом “держаться подальше от скрытых намерений международных сил, которые направлены на разжигание национализма и возбуждение споров”. “Я хочу почтить память Гранта Динка, жертв геноцида и отдать дань уважения армянскому народу”, — заключает в конце автор послания.
Это первое официальное заявление Абдуллы Оджалана, в котором он столь отчетливо высказывается о геноциде 1915 года. В предыдущем своем обращении к армянам, направленном в апреле прошлого года, этой темы он коснулся вскользь, отметив лишь, что “без армян в Турции не может быть демократического союза”. Никогда прежде курдский лидер не уделял столько внимания армянской теме. Очевидно, что Оджалан ищет в армянах союзников, оценивая немалый политический ресурс, которым располагают наши соотечественники в Соединенных Штатах и странах Западной Европы. Но попытка “задобрить” армян выглядит несколько неуклюжей. Оджалан недостаточно последователен. Сказав “А”, он не решается произнести “Б”. Курдский лидер избегает темы ответственности за случившееся предводителей отдельных курдских кланов, ставших инструментом в осуществлении преступных планов младотурецкого правительства. На этот очевидный факт обращает внимание главный редактор стамбульской армянской газеты “Агос”, зять Гранта Динка Робер Копташ. В своей публикации на страницах еженедельника он приветствует осторожную попытку Оджалана дать объективную оценку действиям младотурок и в связи с этим отмечает важность послания. “Мы не можем даже мечтать о том, что кто-либо из политических деятелей Турции, говоря о пережитой армянами трагедии, применит слово “геноцид”, как это сделал Оджалан”, — пишет редактор “Агоса”. Но при этом Копташ справедливо удивляется принципиальному нежеланию Оджалана затрагивать тему ответственности курдских бандитских отрядов “Гамидие”. “В письме есть места, достойные критики. Наиболее важным из них является то, что в нем не осуждается негативная роль курдов в событиях 1915 года”, — отмечает Робер Копташ.
В этом смысле лидеру ПКК следовало бы брать пример со своего друга и верного соратника, депутата меджлиса Ахмета Тюрка, который сейчас выполняет роль представителя Оджалана на переговорах с правительством Турции. Глава распущенной курдской Партии демократического общества в прошлом году в интервью телеканалу “IMC-TV” заявил: “Настал миг, когда мы обязаны дать объективную оценку событиям прошлого и признать исторический факт. Резню армян, ассирийцев и езидов османское правительство учинило руками наших отцов и дедов. Руки наших предков обагрены кровью, и мы, как их потомки преисполнены готовности со всей ответственностью попросить прощения. Покаяние будет иметь революционное значение. Оно изменит наш завтрашний день”. Покаяние, к которому призывает мудрый курдский политик, может изменить не только завтрашний день курдов, но и отношение армян к курдскому движению. Но для этого нужно, чтобы в конкретных действиях курдских деятелей отразилось понимание того, о чем говорил Ахмед Тюрк. Пока таких дейсвий не видно. Скорей наоборот. Время от времени из уст курдских функционеров среднего уровня звучат нелестные высказывания в адрес армян.
В этой связи стоит напомнить про неожиданное заявление, с которым две недели назад выступила сопредседатель “Совета обществ Курдистана” Бесе Хозат, считающаяся формальным лидером возглавляемого Оджаланом движения. Она обвинила армян в том, что они якобы создают в Турции “параллельное государство и препятствуют демократизации Турции”. Это вызвало возмущение армянской общины и представителей прогрессивной курдской интеллигенции, которые потребовали разъяснений. Не ожидавшая столь резкой реакции дама попыталась сгладить инцидент. Но высказав сожаление и заверив армян в своих симпатиях, извинений за свое некорректное высказывание она так и не принесла. Бесе Хозат ответила, что осведомлена о страданиях армян и связывает болезненную реакцию на ее слова с пережитым горем. “Когда смотришь на историю армянского народа, замечаешь, что это — история, полная резни. У народов, постоянно подвергающихся погромам, развиваются психологические рефлексы и чувствительность”, — заявила она. То есть реакцию на свои слова она склонна объяснять некими комплексами, которыми якобы страдают армяне. Согласитесь, странная форма выражения солидарности. Курдская революционерка отметила, что не имела цели обидеть всех армян. “Я не имела в виду народ. Я говорила про националистов, которые имеют тесные связи с мировым капиталом и ведут свою политику в этом контексте. Подобные силы есть и среди курдов”, — отметила Бесе Хозат.
Обращение Оджалана — попытка смягчить неприятные последствия некорректных высказываний Бесе Хозат. Но если внимательно вчитаться в строчки его послания, можно заметить косвенную поддержку тезиса, выдвинутого его соратницей. Как следует понимать слова лидера ПКК, призвавшего армян “держаться подальше от скрытых намерений международных сил, которые направлены на разжигание национализма и возбуждение споров”? Кому адресованы эти слова? Не трудно догадаться, о каких именно спорах речь. Ведь Курдистан, создания которого добиваются Оджалан и его соратники, охватывает территории, присоединение которых к Армении отражено в уставах действующих в диаспоре армянских партий в качестве стратегической задачи. Представитель одной из этих партий Киро Маноян на прошлой неделе заявил, что, “к сожалению, не все курды хотят дружбы с Арменией”. Дискуссия на эту тему Оджалану показалась несвоевременной и опасной. Он решил сам положить ей конец. Но сделал он это, на наш взгляд, не вполне удачно.
В позапрошлом году “Конгресс демократического общества”, объединяющий партии и организации курдонаселенных провинций Турции, провозгласил создание на востоке Турции “Автономного края Курдистан”, претендующего на самоуправление. Как следует из опубликованных документов, в состав автономного Курдистана планируется включить территории, которые, согласно Севрскому договору, должны были отойти к Армении. Как известно, заключенное в 1920 году в городе Севр соглашение предполагало также право курдов на независимость. Но земли, закрепленные за ними, были в три раза меньше той территории, на которую они претендуют сейчас. В то же время нас не может не беспокоить тот факт, что, рисуя карту “Великого Курдистана”, некоторые курдские “максималисты” закрашивают в свой цвет не только земли Турции, Ирака, Сирии, Ирана, но и северные склоны горы Арарат, входящие в состав Республики Армения. Не знаю, стоит ли все это воспринимать всерьез, но было бы интересно узнать, что об этом думают госпожа Хозат и господин Оджалан. Полагаю, было бы логичным, если б они, прежде чем высказывать критические замечания в адрес “армянских националистов”, дали бы сначала оценку радикалам из числа своих же соотечественников.
Артем Ерканян, "Новое время"