Тельман Арутюнян, которому 16 марта исполнилось бы 55 лет, стоял в авангарде Карабахского движения. При упоминании его имени в памяти очевидцев оживают июльские дни 1988 года. В Карабахе действовал режим чрезвычайного положения, центральная пресса фальсифицировала происходящие здесь события и представляла их советским читателям как выходку экстремистов и националистов, что воспринималось армянским народом, и особенно арцахцами, весьма болезненно.
Народ собирался на центральной площади Степанакерта, требуя объективного освещения событий и скандируя лозунг «Миацум». Однако ничего не менялось, напротив, преследования и гонения усиливались. Охватившее арцахцев в начале Движения воодушевление постепенно стало спадать. Тельман ощутил это всей своей душой. Нужно было решиться на экстраординарный поступок, вдохновить народ. И он это сделал. Мгновенно поднявшись на крышу здания облисполкома, он сбросил азербайджанский флаг и поднял Армянский триколор. И можно себе представить, какое удивление и воодушевление охватило народ.
Этот шаг Тельмана не остался незамеченным. Советские солдаты - человек 8-9, пустились вдогонку за ним, но поймать не смогли. Однако момент водружения флага успели сфотографировать сотрудники КГБ. Тельману посоветовали уехать из Карабаха. Но приверженец Движения не смог оставить родину в такую трудную минуту, поэтому он не последовал совету, а просто на время скрылся. Спустя несколько дней Тельмана все же нашли и арестовали, а затем отправили в кировабадскую тюрьму, где его подвергали неимоверным пыткам. С большим трудом удалось перевести его в Степанакерт, но руководство Азербайджана распорядилось передать дело в ведение Баку. И только благодаря вмешательству председателя Комитета особого управления Аркадия Вольского дело было передано в ведение Еревана, где его и выпустили на свободу. Народ нес Тельмана на руках от здания Верховного суда до площади Свободы.
Но состояние здоровья Тельмана стало все ухудшаться, и его отправили на санаторное лечение в Сочи. Это было 6 декабря, а 7 декабря произошло Спитакское землетрясение. Вместе с представителями армянской общины Сочи в колонне из 11 машин с гуманитарной помощью он приехал в Гюмри. Однако через несколько дней состояние здоровья резко ухудшилось, и Тельман был вынужден вернуться в Степанакерт. Спустя два месяца он перенес обширный инфаркт миокарда. Но даже после этого Тельман продолжал вносить свою лепту в Арцахскую освободительную борьбу. Родом Тельман Арутюнян из села Глишбаг Аскеранского района. В 1960 году его семья переехала в село Газанчи Мартакертского района. Тельман окончил механико-машиностроительный факультет Ереванского политехнического института. Еще в студенческие годы он увлекся национальными идеями, чему способствовали дискуссии среди студентов по вопросам Ай Дата, знакомство с поэзией Шираза и Севака. Эти ростки дали хорошие плоды уже в преддверии Карабахского движения, когда идея «Миацума» претворялась в жизнь в полулегальных условиях. Во-первых, он включился в акцию по сбору подписей в поддержку воссоединения Арцаха с Арменией. В 1990 г. вступил в ряды Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн», а спустя годы был назначен ответственным Степанакертского офиса АРФД.
После частичного восстановления здоровья в 1992-1996 г.г. приказом председателя Государственного комитета обороны НКР Тельман был назначен полномочным представителем депортированных сел Сейсулан, Ярмджа, Газанчи. Он был одержим идеей заселения указанных сел и стремился правильно организовать этот процесс. В 2003 г. его назначили заведующим отделом в Управлении миграции, беженцев и заселения при Правительстве НКР. Эту должность он воспринял как возможность для реализации на надлежащем уровне государственной программы по заселению. Важное значение придавал стратегическому положению села Газанчи, и ему удалось убедить благотворителей из Диаспоры построить на нынешней территории Газанчи и Кичана новые села. А по соседству был заложен фундамент населенного пункта Нор Киликия, где сегодня проживают 25 молодых семей переселенцев, строится школа, детсад.
Тельман был скромным человеком, не любил разбрасываться словами, предпочитал работать усердно, хотя состояние здоровья все ухудшалось. Он был очень добрым и улыбчивым. Даже болезнь не смогла заставить его утратить чувство юмора и оптимизм, он пренебрегал болью и недугом. Но второго инфаркта Тельман не вынес и в 49 лет ушел в бессмертие.
Вдова Тельмана Арутюняна - Света с гордостью говорит, что все трое их детей, следуя заветам отца, были воспитаны в духе патриотизма и благородства. Сыновья - офицеры Армянской армии.
Указом Президента НКР за храбрость и личное мужество, за значительный вклад в дело защиты Родины и в связи 17-й годовщиной провозглашения НКР Тельман Арутюнян был посмертно награжден медалью «Благодарность».
Эмма БАЛАЯН, "Азат Арцах"