С некоторых пор на страницах еженедельной русскоязычной газеты «Новый Меридиан», издающейся в Нью-Йорке, печатается «политолог» Т.Атаев, который как умеет изощряется в вопросах взаимоотношений армян и азербайджанцев в современной истории. Главная характеристика его публикаций – это фальсификация истории и антиармянская пропаганда, возведенная в Азербайджане в ранг государственной политики. Вся атаевская писанина замешана на подтасовке фактов и откровенно грубом вранье, что особо проявляется при описании событий в Сумгаите, Баку, Ходжалу и всего, что касается Карабаха. Само собой разумеется, что бред Т.Атаева хорошо проплачивается.
Одна из последних его статей - «Что стоит за сумгаитскими событиями в 1988 г.». Как пишет Атаев, «это попытка анализа на основе открытых источников и посвящается памяти Зии Буниятова». Статья вышла, как уже писалось выше, в нью-йоркском еженедельнике «Новый Меридиан». Но о Зие Буниятове, призывавшем в своих выступлениях расправляться с армянами, и его измышлениях по истории региона - отдельный разговор. Поэтому, вернемся к Атаеву. В этой статье, по-своему освещая сумгаитские события, он ставил перед читателями герценовский вопрос «Кто виноват?» и не поленился на шести страницах расписаться в умении высасывать из пальца всякую чушь.
В начале статьи он ссылается на «выдающегося азербайджанского ученого Зию Буниятова, который рассматривает события, связанные с Сумгаитом, как «белое пятно истории». Если в азербайджанской истории, которая не насчитывает и ста лет события в Сумгаите названы «белом пятном», то можно с полным правом утверждать, что вся их «история» - сплошные «белые пятна». Далее Атаев проводит аналогию между, как он пишет: «инициированным «армянским вопросом» в Османской Империи и требованиями карабахских армян в присоединении НКАО к Армении». По логике Атаева, всемирно признанный факт уничтожение двух миллионов армян в Османской Турции – тоже «белое пятно», но теперь уже в истории Турции.
Следующая атаевская цитата: «Так в умах большинства населения страны (имеет ввиду СССР – Ю.Ц.) массовое превалирование армян над азербайджанцами в центре и на местах (во всех сферах) получило «идеологическое обоснование» посредством «констатации невысокого общего уровня вторых по сравнению с первыми». По словам Атаева, «для азербайджанской нации просто-напросто был закрыт доступ в высшие эшелоны власти, Академию Наук СССР, руководящие должности в армии (азербайджанские призывники в основной массе направлялись в стройбаты и т.д.)». С вышеприведенным утверждением могут поспорить армяне из Азербайджана, поскольку именно им на территории этой республики не давали возможности быть на высоких должностях и т.д., а вот самим азерам всюду был зеленый свет. Отметим, что сегодня азербайджанцы пытаются пролезать в разные структуры различных стран, путем подкупа. Деньги на это тратятся немалые.
Далее Атаев с пеной у рта стращает читателя войной с Арменией. На это можно привести высказывание известного азербайджанского писателя Айлисли: «Во время карабахской войны я был во всех воинских частях и видел сколько там дезертиров». В связи с этим у меня вопрос к Т.Атаеву: «Что изменилось с тех пор в азербайджанской армии, что вас надо бояться?».
Претендуя на правдивость изложения, Атаев приводит официальную цифру погибших в сумгаитских событиях, озвученную в Советском Союзе: «за период с 26 по 29 февраля во время беспорядков было 32 погибших, из коих 26 армян и 6 азербайджанцев». Далее он акцентирует внимание на «бедных несчастных» азербайджанцах, уехавших из Армении в Азербайджан, обходя события в Сумгаите, где три дня беспрепятственно шли немыслимые погромы, сопровождавшиеся убийствами, пытками, издевательствами и унижениями сотен людей. Кстати, «беженцы» из армянского Кафана - это задумка азербайджанских организаторов «сумгаитов» (Сумгаит, Кировабад, Баку и др.). Из Армении азербайджанцев не гнал никто, но так как нужно было оправдать погромы армян, азербайджанцы из Армении были отлично использованы в качестве «жертв», за которых надо мстить.
Атаев много пишет о Ходжалу, поэтому вспомним, что в период передачи Карабаха Азербайджану, на территории Ходжалу не было азербайджанцев. До 1935 года он был сугубо армянским районом, и лишь после вхождения в состав искусственно созданной республики здесь появились азербайджанцы. Последняя армянская семья покинула Ходжалу в 1969 г. До 1988 г. Ходжалу был посёлком с населением около 2000 человек. К. 1991 г. население Ходжалу увеличилось до 6300 человек за счет 2000 турок-месхетинцев из Ферганы и 2000 «еразов» - переселенцев из Армении. В Ходжалу, граничащем со Степанакертом, были также введены подразделения ОМОН общей численностью в 400 человек и вновь сформированный РОВД, насчитывающий более 100 сотрудников. Там располагались боевики Народного фронта Азербайджана. Военные действия, намеченные азербайджанским правительством, скоро должны были войти в активную фазу. Таким образом, правительство Азербайджана развязывало войну, прежде заселяя эти районы. Как известно, с 1991 г. населенные пункты НКР подвергались нападениям азербайджанских омоновцев, регулярным артобстрелам из установки Алазань и реактивной системы залпового огня «ГРАД», расположенным в Ходжалу. Поэтому, наступление карабахских сил на этот поселок было предопределено, тем более, что через Ходжалу проходили дороги Агдам-Шуши, Аскеран-Степанакерт, здесь был расположен и аэропорт - единственный в Нагорном Карабахе, способный принимать крупные самолеты.
Подразделения сил обороны НКР вынуждены были 25 февраля 1992 г. начать военную операцию по освобождению Ходжалу и разблокированию аэропорта, оставив ходжалинцам коридор для безопасного ухода из зоны военных действий, о чем заранее (за два месяца до начала операции) азербайджанская сторона была предупреждена. Однако, колонна отступающих жителей была расстреляна на подступах к Агдаму своими же - азербайджанцами. Кстати, об этом факте неоднократно говорил и тогдашний президент Азербайджана Аяз Муталибов, который связал данный преступный акт с попытками оппозиции устранить его от власти. Даже Гейдар Алиев признался, что в Ходжалинских событиях «виновато и прежнее руководство» Азербайджана. Еще в апреле 1992 г. он, согласно сообщению агентства «Билик Дунясы» высказал чудовищную по цинизму мысль: «Кровопролитие пойдет нам на пользу. Нам не следует вмешиваться в ход событий». Спустя несколько дней после подавления огневых точек в Ходжалу, азербайджанские официальные лица назвали цифру жертв в 100 убитых. В изданном Гейдаром Алиевым указе «О геноциде азербайджанцев» уже говорится о тысячах жертв среди мирного населения. Ходжалу был жизненно важен для азербайджанцев, которые живя на армянских землях и присваивая армянскую культуру, захотели иметь также собственный геноцид. Лет через десять в их учебниках по «истории» будет дана еще большая цифра погибших, а способы убийств они спишут с сумгаитских событий. Хотя списывать им и не придется, ведь в вопросах умерщвления азеры-турки перещеголяли всех мыслимых и немыслимых палачей человечества.
Газете «Новый Меридиан», прежде чем печатать подобные статейки, все же следовало бы перепроверять приводимые в них данные по реальным фактам. Иначе, публикуя атаевские измышления, пусть даже за большие деньги, издающаяся в Нью-Йорке газета, больше начинает походить на стену в клозете, где каждый может написать, что хочет. Нам, армянам, надо на каждую подобную статью давать свой ответ. Не считать, что мы правы и все об этом знают. Нет, не все знают, а подобные низкопробные статейки, даже если повлияют хоть на одного читателя, должны получать достойный отпор.
Юрий Цатурян, США