Эксперты Нагорного Карабаха довольны заявлением министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что «процессы по нормализации армяно-турецких отношений и урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе являются разными, связывать их просто некорректно».
Как сообщал "Кавказский узел", это заявление Сергей Лавров сделал 14 января на совместной пресс-конференции с главой внешнеполитического ведомства Армении Эдвардом Налбандяном.
"В пользу данной вполне логичной позиции, кроме российских властей, выступали представители администрации США, руководство Европейского Союза и Армении. У них есть понимание того, что искусственная взаимоувязка этих разных по сути проблем приведет в тупик оба процесса", - отметил председатель Общественного Совета по внешней политике и безопасности Масис Маилян.
"Только Азербайджан и Турция пытаются увязать эти вопросы, с тем, чтобы добиться от нас территориальных уступок в пользу Азербайджана", - добавил эксперт.
"В минувшем году карабахское общество недвусмысленно продемонстрировало мировым центрам, что не пойдет на какие-либо территориальные уступки, тем более в ущерб для собственной безопасности. Поэтому заинтересованные в армяно-турецком сближении силы должны активнее работать с Анкарой и Баку", - отметил политолог.
Относительно высказывания Лаврова о том, что "в процессе подготовки мирного договора позиция населения Нагорного Карабаха не может не учитываться, в какой форме это будет сделано", Маилян заметил, что "посредники по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, в том числе от России, не раз высказывались в подобном ключе".
"На встрече с депутатами парламента НКР сопредседатели Минской группы ОБСЕ подчеркнули, что не по их вине Нагорный Карабах перестал участвовать в переговорах. Не думаю, что посредникам удобно работать в нынешнем искаженном формате, но они осторожничают в данном вопросе", - напомнил эксперт.
По его словам, для изменения ситуации большую инициативу должны проявлять сами конфликтующие стороны, в частности Нагорный Карабах и Армения.
"Если будет проявлена политическая воля, то можно добиться этой цели. Не раз предлагалось: чтобы НКР восстановил свой статус конфликтующей стороны, который, кстати говоря, признан в решениях и других документах ОБСЕ и ООН, двум армянским государствам необходимо распределить свои роли и полномочия в переговорном процессе. Те ключевые вопросы, которые будут отнесены в сферу компетенции властей НКР, не должны обсуждаться руководством Армении ни с посредниками, ни с представителями Азербайджана. В этом случае, представители НКР будут приглашены за стол переговоров. Таким образом, используя внутренний ресурс НКР и Армении можно добиться восстановления субъектности Нагорного Карабаха", - сказал председатель Общественного Совета по внешней политике и безопасности.
Независимый журналист Наира Айрумян при этом заметила, что, если учесть, что "политические процессы в мире происходят в двух плоскостях - договорно-правовой и межличностной, можно констатировать, что в первой плоскости увязки карабахской проблемы с армяно-турецкими отношениями, действительно, нет".
"Но зато в приватных беседах, конфиденциальных переговорах и устных заявлениях политиков эта связь более чем очевидна. Честно говоря, нет большой разницы между тем, что процессы эти "связаны" или проходят параллельно. Важно то, что Турция обуславливает открытие границы подвижками в карабахском урегулировании. А это означает, что связь более чем реальная. Кому-то придется уступить - либо Армении, либо Турции",- сказала Айрумян.
Журналист также выразила мнение, что "сохранение статус-кво выгодно всем сторонам, за исключением, пожалуй, Азербайджана".
"Но заявление Лаврова о том, что мнение Нагорного Карабаха будет учтено, вряд ли с этим связано. Скорее всего, близится подписание некой промежуточной декларации, вроде Майндорфской, в которую будет включен пункт об обязательном волеизъявлении народа Карабаха. До сих пор армянской стороне не удавалось добиться подписи Азербайджана под таким документом. На сей раз, возможно, это случится, скорее всего, - взамен на какие-то уступки со стороны Армении. В отличие от нас, Лавров знает о тексте будущей декларации, поэтому спокойно заявляет о волеизъявлении", - подытожила независимый журналист Наира Айрумян.
Как сообщал "Кавказский узел", 13 января в Москве прошла встреча премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с первыми государственными лицами России. После встречи премьеров Владимира Путина и Эрдогана глава российского правительства сказал, что Россия готова способствовать решению нагорно-карабахской проблемы и вопроса нормализации турецко-армянских отношений, однако увязывать их в один пакет нецелесообразно.
Переговоры в Москве и Ереване прошли на фоне признания Конституционным судом Армении соответствия армяно-турецких протоколов Конституции армянского государства. Российско-турецкие встречи, считают в Армении, происходят одновременно не случайно, они вызвали в армянском обществе опасения, что Россия под воздействием Турции может оказать давление на армянскую сторону в карабахском вопросе с целью содействия процессу нормализации армяно-турецких отношений.
Армения и Турция в настоящее время не имеют дипломатических связей, граница между странами закрыта. Главные разногласия между Турцией и Арменией состоят в том, что Армения требует от Турции признать геноцидом массовую гибель армян в Османской империи, а Турция требует от Армении разрешить с Азербайджаном спор вокруг Нагорного Карабаха.
"Кавказский узел"