- Наши чиновники начали призывать местных производителей увеличить объемы производства и экспорта на российский рынок, дабы занять там свою нишу на фоне введения Россией разных санкций. Причем говорится-то по большому счету о сельскохозяйственной продукции. Стыдно даже! Армения всегда была промышленно развитой страной, а не делала упор на экспорте помидоров и огурцов. Ради бога, давайте развивать и сельскохозяйственную сферу, но не надо при этом забывать, что у нас могут производить также станки, электронику, кабели и пр.
ОДИН ИЗ АКЦИОНЕРОВ АООТ "ЕРЕВАНСКИЙ ЗАВОД ФРЕЗЕРНЫХ СТАНКОВ" (Ерфрез), директор завода Эдуард ГРИГОРЯН даже не пытается скрыть свои эмоции. Эмоции производственника, который с сожалением сегодня констатирует, что соседний Иран, отличавшийся в свое время сельскохозяйственной направленностью, теперь позиционирует себя как развитая промышленная страна. А мы...
В отличие от многих представителей армянского бизнес-сообщества плюс различных союзов, объединяющих предпринимателей, Григорян настроен по-боевому и не считает, что наш "промышленный" поезд ушел и нам его уже не догнать.
- Нашу промышленность надо развивать. Это конкретная и неоспоримая задача. И для этого следует объединиться всем тем, кто сегодня занят в этой сфере и, почему нет, лоббировать свои интересы в правительстве. Поддержка промышленности должна стать государственной политикой на деле, а не на словах. Ведь именно сейчас роль государства в продвижении отечественной продукции за рубежом возросла как никогда, - полагает наш собеседник.
Далее директор Ерфрез вполне четко объясняет, в чем именно заключается роль государства для становления промышленного сектора и почему сейчас это крайне актуально. Итак, представим, к примеру, огромные металлургические заводы Челябинска, одному из которых понадобилось несколько десятков фрезерных станков. Уточним: каждый год подобным предприятиям требуются порядка 10 тыс. подобных станков. Но завод не уполномочен самостоятельно принимать решение, с каким из поставщиков работать: предварительно нужно послать запрос в управляющую компанию своего металлургического холдинга.
Станут ли они из-за нескольких десятков станков объявлять новый тендер, собирать документы и пр.? Скорее нет, чем да, поскольку легче увеличить заказ с той компанией, скажем, из Болгарии, которая поставляет им станки и далее распределить их по всем своим "дочкам".
- ВОТ И ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ В 300-400 СТАНКОВ ЕЖЕГОДНО я даже с 30 не могу сегодня попасть на российский рынок. У меня уже и лицензии есть, и сертификаты всяческие, но у меня нет главного - связей, с помощью которых я мог бы участвовать в российских тендерах. Сейчас, когда из-за санкций высвободилось огромное пространство на российском рынке, самое время подключиться нашим госструктурам. Имея на руках конкретную номенклатуру отечественной промпродукции, они вполне могли бы добиться межправительственных соглашений о том, что, если раньше что-то из этого списка закупали в Европе или на Украине, то теперь можно заказать в той же Армении, причем аналогичного качества, - предлагает свой вариант содействия местному производству г-н Григорян.
Да, тех объемов и той номенклатуры, которая была у нас в советские времена, давно уже нет. Тот же Ереванский завод фрезерных станков, являясь одним из наиболее крупных станкостроительных предприятий Армении, в годы своей активной производственной деятельности ежегодно выпускал 1500-1800 широкоуниверсальных фрезерных станков повышенной точности, используемые во многих отраслях промышленности. Сегодня максимальные производственные мощности предприятия меньше раза в три-четыре, да и самого завода в Ереване по соседству с мостом "Ламбада" больше нет. Полтора года назад все оставшееся там оборудование было перевезено в производственные цеха бывшего механического завода "Аргел", находящегося в одноименном селе Котайкской области, ранее именовавшемся Лусакерт.
- Но главное начать. И начать с того, что есть, а далее по цепной реакции пойдет развитие вспомогательных производств, - не унывает директор предприятия. - Однако для этого государство должно рука об руку работать с производственниками, а глава правительства вместе с руководителями соответствующих госструктур должны денно и нощно работать сейчас со своими российскими коллегами, главами губерний и искать заказы от Челябинска до Новороссийска. На этом поле отдельный бизнесмен "не воин". Но я уверен, что наш премьер даже не знает, что у нас в стране производят фрезерные станки повышенной точности, - констатировал наш собеседник.
ПОНЯТНО, ЧТО ГОСУДАРСТВО НЕ МОЖЕТ РАБОТАТЬ ВМЕСТО БИЗНЕСА - просчитывать риски, составлять бизнес-планы, думать о маркетинге. Но оно должно создать соответствующие предпосылки для его развития. О том, что торговлей и строительством вывести страну на рельсы устойчивого развития не удавалось еще никому, люди умные говорили не раз и не два. Поэтому тема восстановления и развития отечественного промышленного потенциала постоянно находилась в повестке дня, но сегодня она действительно приобретает еще большую значимость в свете многих факторов. Это и предстоящее вхождение Армении в Таможенный союз, и новый вектор экономической политики России, нацеленный на восстановление собственных промышленных отраслей.
- В свое время в России было сильно развито кораблестроение и действовало больше десятка крупных предприятий. Но в какой-то момент все они закрылись, потому что заказы - от электроники, мебели до корпусов кораблей - начали давать Франции, Германии, Италии. Может потому, что откаты из-за рубежа было легче и безопаснее брать, - рассуждает г-н Григорян. - Как бы то ни было, сегодня Россия взяла курс на восстановление отечественного производства, и для того же кораблестроения потребуется множество станков и разного оборудования, которое в состоянии поставлять Армения. Да и в самой сельскохозяйственной сфере работы непочатый край. В России и Беларуси много цехов по ремонту сельхозтехники, им также необходима продукция промсектора. Так что, если на высоком правительственном уровне будет достигнута договоренность импорта из Армении конкурентоспособной продукции, скажем, на столько-то миллионов долларов, многие проблемы наших производителей, связанные с реализацией, успешно решатся, - заключил директор "Ерфрез".
Лиана Гезалян, "Голос Армении"