В своем сирийском репортаже для Ленты.Ру этнограф, путешественник и журналист Александр Рыбин пишет о том, как сегодня живут сирийские города. Ниже публикуем отрывок о Касабе (Кесабе).
В 2013-м правительство Сирии при посредничестве России договорилось с ООН об уничтожении своих арсеналов химического оружия. Наличие оружия массового поражения у Дамаска было одной из причин, по которой США и их союзники готовились нанести авиаудары по базам и позициям сирийской армии. С января 2014 года контейнеры с токсичными химикатами вывозились из порта Латакии под охраной российских и китайских военных кораблей в международные воды, где их уничтожали на специализированном судне.
21 марта, когда операция по вывозу химоружия еще продолжалась, на армянский городок Касаб (население полторы тысячи человек) с турецкой территории напали отряды боевиков-исламистов. Касаб расположен на границе — она начинается в прямом смысле “сразу за околицей”. Отсюда до Латакии по автотрассе 49 километров. Сирийские власти уверены, что исламисты пытались прорваться в порт к химическому оружию. Армия оперативно отреагировала и зажала боевиков в городе и окрестных деревнях. Армянское население эвакуировали. Часть эвакуированных армян через Турцию и Грузию уехала в Россию (об этом мне рассказывал офицер ФСБ, служащий на российско-грузинской границе). Как утверждают сирийские военнослужащие, в боевых действиях на стороне исламистов принимали участие турецкие военные. Турецкие вертолеты обстреливали позиции сирийцев. Раненых исламистов вывозили на турецкую территорию. В июне, когда закончилась операция по вывозу химического оружия, антиправительственные отряды отступили из Касаба. Правда, закрепились в горах северо-восточнее, в 10 километрах от города и держатся там до сих пор.
Централизованное водоснабжение и электричество в Касабе до сих пор не восстановлены. Дома на окраинах разрушены до фундамента. Здания в центре тоже не в лучшем виде — на их стенах следы осколков и пуль, некоторые пострадали от пожаров. Асфальт и тротуары покорежены гусеницами бронетехники.
Октябрь — пора цветения жасмина. На улицах густой жасминовый аромат. Вокруг города горы изрыты окопами, сгоревшие или перебитые армейским железом деревья. Горожане не решаются возвращаться сюда. Приезжают в светлое время суток, чтобы заниматься ремонтом. Самые отчаянные — армянские старики. Они продолжают здесь жить — медленно латают поврежденные жилища. Продукты им привозят родственники.
В мирное время Касаб считался одним из красивейших мест Сирии. Великолепные сады, густые хвойные леса, крутые горы, лежащие словно складки на платье. До пляжей Средиземного моря 15 километров. Завидное место жительства. Латакийская элита покупала себе дачи в окрестностях Касаба. Сегодня Касаб считается самым беспокойным местом в провинции. Ведь “прямо за околицей” турецкая граница, которую местные жители называют подлой, коварной и предательской.