Политолог Грант Мелик-Шахназарян в беседе с Tert.am эскалацию напряжения на армяно-азербайджанской границе, начиная с конца года, обусловил несколькими причинами, в том числе последствиями мероприятий, планируемых на 100-летие Геноцида армян в 2015 г. и из соображений нейтрализации новой ситуации, сложившейся после вступления Армении в Евразийский экономический союз. На его взгляд, в таких условиях нужно прекратить переговоры, поскольку пока не обеспечены минимальные условия безопасности.
- Ситуация на карабахо-азербайджанской границе продолжает оставаться напряженной, как Вы считаете, какую цель преследует Азербайджан, создавая напряжение в новогодние праздники на государственной границе?
- Я убежден, что проблема не одна - их множество, и Азербайджан пытается одной подобной провокацией решить их. Во-первых, подобная активность в конце года является месседжем о том, что вступление Армении в ЕАЭС никоим образом не меняет политическую ситуацию в армяно-азербайджанских отношениях. Официальный Баку стремится поставить эти провокации уже на уровень обычного, когда Армения является членом ЕАЭС.
Не будем забывать о том, что до вступления в союз много говорилось о том, что посредством присоединения к данной международной структуре Армения приобретает новые средства безопасности и официальный Баку пытается, хотя бы, на уровне восприятия нейтрализовать влияние этих средств, чтобы в дальнейшем иметь возможность продолжить свою политику по продаже мира, чтобы продемонстрировать международному сообществу, что в регионе важным фактором является именно Азербайджан и тем самым предопределено, как будут развиваться события на Южном Кавказе.
Вторая задача, которую намереваются решить касается 100-летней годовщины Геноцида армян. И здесь Азербайджан и Турция выступают с единой политикой. То есть, азербайджано-турецкий тандем подобными действиями формирует иные приоритеты на Южном Кавказе, нежели столетие Геноцида армян.
Пытается отвлечь внимание международного сообщества на более бытовые проблемы, стремясь любыми способами преодолеть побочное воздействие этих мероприятий на политику Турции. Конечно, есть также и внутренние проблемы, связанные со сложившейся в Азербайджане социально-экономической ситуацией.
Не будем забывать, что в азербайджанских СМИ уже публикуют материалы о том, что люди требуют обеспечить прожиточный минимум . И, держа ситуацию в напряжении, Азербайджан пытается взвались все эти трудности на неразрешенный конфликт с Арменией и Арцахом. Имеются также и другие причины, и все это показывает, что такая политика Азербайджана преследуют многочисленные цели.
- Если решение «3 сентября» в свое время рассматривалось в контексте гарантий безопасности Армении, то сейчас оказывается, что именно в контексте безопасности, со вступлением в ЕАЭС для нас появляются новые вызовы. Вы имели в виду это?
- Нет, я бы не сказал, что это является причиной новых вызовов, и я уверен, что ЕАЭС обеспечивает новый уровень безопасности для Армении. Понятно, что возобновление широкомасштабной войны предстает в виде серьезной угрозы не только для экономики Армении, но и для экономик стран-членов Евразийского экономического союза. И в случае рассмотрения в качестве угрозы страны-члены ЕАЭС должны быть заинтересованы в том, чтобы не возобновились широкомасштабные военные действия. Уверен, что в случае более большого риска они попытаются повлиять на Азербайджан и попытаются сделать все возможное, чтобы подобных угроз для ЕАЭС не было хотя бы только в экономическом плане. И я уверен в том, что на этом этапе нет угрозы возобновления широкомасштабной войны, несмотря на то, что ЕАЭС сейчас не предложено сконцентрировать внимание на армяно-азербайджанском конфликте. Я уверен в том, что Азербайджан осознает возможные последствия и есть некая грань, которую он не может перейти. Сегодня Азербайджан пытается решить минимальный вопрос.
- То есть, по-Вашему мнению, у Азербайджана есть также разведывательные цели? Вернее, уточнение того, что изменилось и не изменилось после вступления в ЕАЭС?
- Обязанности России здесь обусловлены не партнерством в рамках ЕАЭС, но союзничеством в другой структуре – в ОДКБ. То есть, мы должны требовать, чтобы наши союзники были более последовательными и, хотя бы, посредством политического давления попытались уменьшить ту степень угроз, которая сегодня исходит от Азербайджана против армянских государств. В контексте действий Армении я уверен в том, что здесь нужны решительные действия, необходимо хотя бы в политическом поле взять инициативу в свои руки. В первую очередь, я имею в виду прекращение переговорного процесса. Армения должна выдвинуть требования для продолжения переговоров, и они, в первую очередь, должны касаться сохранения минимального уровня безопасности: удаление снайперов с пограничной зоны, формирование групп по мониторингу инцидентов на границе. Армения должна прекратить переговорный процесс, пока эти требования не будут выполнены, и потребовать от международного сообщества, в частности, от Минской группы ОБСЕ использовать все свое влияние, чтобы заставить Азербайджан воздержаться от своей агрессивной политики.
http://www.tert.am