“Хачкар – это печать Бога на армянской земле, это молитва нашего народа, поэтому мы должны достойно представлять его миру”, - заявил на пресс-конференции 18 января скульптор, мастер по изготовлению хачкаров Вараздат Амбарцумян. По его словам, находясь с визитом в российской столице, он встретился с главой армянской общины в Москве Левоном Манукяном, с которым обсудил планы по установке хачкара – символа русско-армянской дружбы в Москве.
Он сообщил также, что после состоявшейся в Москве ежегодной международной выставки “Диалог культур, мир через искусство” представитель Ордена мхитаристов, архимандрит Ваан Овакимян пригласил его с экспозицией в Вену.
“А в апреле я поеду в Канаду, где во дворе церкви Св. Акопа мы установим хачкар в память жертв Геноцида армян 1915 года”, - добавил Вараздат Амбарцумян.
Народный мастер Вараздат Амбарцумян является автором более 400 хачкаров. Его авторские хачкары установлены в Армении, Греции, Швейцарии, Украине, Объединенных Арабских Эмиратах, США, во Фрезно, на центральной площади города Новосибирска и в других местах. Несколько хачкаров в память павших в Арцахе стоят во дворе Ереванского политехнического института, перед Педагогическим институтом, в военном училище имени Монте Мелконяна. На дороге, ведущей в город Шуши, стоит хачкар в память освобождения города. Большая часть хачкаров находится в Ереване, где со своей большой семьей (в семье 5 детей) живет и творит автор.
Хачкар (дословно “крест-камень”) – вид армянских архитектурных памятников, каменная стела с резным изображением креста, обычно устанавливаемая у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов. Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.
В доисторический период в горах, у истоков рек, у границ поселений, у дорог воздвигались каменные стелы - “вишапы”, которые считают предшественниками хачкаров, - народ представлял их заколдованными героями своих мифов и сказаний. Это была некая разметка земли, обжитой человеком. Они были покрыты резьбой с изображением птиц, шкур и голов баранов, клинописью.
В эпоху Урарту цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру об их завоеваниях и законах. Подобные стелы строились также в эллинистический период первой династии армянских царей Арташесидов. В то время уже имелась сложившаяся технология строительства хачкаров: в основании – постаменте, массивном каменном блоке, выдалбливалось отверстие, в которое вертикально ставился камень с уже нанесенной на него надписью и узором. Урартрийские и эллинистические памятники стали прообразом первых христианских хачкаров, появившихся сразу после принятия христианства, и были призваны засвидетельствовать христианскую веру.
В самых разных местах Армении (впервые – на склонах Арагаца) были найдены высокие стелы с рельефами, иногда с горельефами, скорее всего связанные с погребальными обрядами. В большинстве своем стелы имели двучастное (постамент и вертикаль) или трехчастное (ступени, постамент и вертикаль) строение.
Древнейший датированный хачкар на территории Армении относится к 879 году, древнейшие датированные хачкары на территории Нагорно-Карабахской Республики восходят к 853 и 866 гг.
PanARMENIAN.Net