Чем ближе 24 апреля,
тем сильнее общественное напряжение. Порой откровенно зашкаливает интонация повсеместных
обсуждений в связи с намечаемыми мероприятиями, ожидаемыми гостями, сроками их
прибытия и повесткой... Наверное, иначе и быть не могло: слишком важная дата
для армянства - 24 апреля 2015 года, чтобы эмоции временами не выливались в
шторм. 100 лет прошло со дня первого Геноцида новейшей истории, и эта годовщина
может стать тем рубежом, после которого, как уже не раз заявлялось официальными
лицами Армении, борьба за признание Геноцида и неминуемую ответственность за
него может выйти на новый, более прикладной уровень.
НО ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, НАПРЯМУЮ НЕ СВЯЗАННОЕ с армянскими вопросами, которое придает еще большую значимость ожидаемым мероприятиям, и это обстоятельство накладывает дополнительную нагрузку на ответственные лица армянской политики. Речь о геополитических раскладах, на фоне которых будут проходить мероприятия к 100-летней годовщине Геноцида. В истории человечества не раз уже бывало, когда мир делился на два противоборствующих лагеря. Принципиально противоборствующих лагеря, где обе стороны отказывались слышать и понимать друг друга и были на все 100% уверены в своей необсуждаемой правоте. И даже самым объективным наблюдателям (причем даже наблюдателям будущих поколений) уже невозможно было установить, кто прав, кто виноват и с чего все началось...
Сегодня похожая ситуация. Другое дело, что, если раньше такие непримиримые противостояния, как правило, заканчивались и глобальными катаклизмами, уносившими миллионы человеческих жизней, сегодня - в век ядерного оружия - люди живут надеждой, что до очередного массового взаимного истребления дело все-таки не дойдет: слишком велики риски для всего человечества. Однако опасность есть, и было бы слишком большой роскошью упускать шансы для сближения позиций и диалога.
Мероприятия в связи со 100-летием Геноцида армян могут стать очередной такой возможностью. В Армению, чтобы разделить боль и справедливые требования армянского народа, съедутся лидеры ряда государств и организаций, и нельзя исключать, что апрельский Ереван может стать площадкой, где объединенные общим сочувствием и общим осуждением преступления против человечества стороны смогут заставить себя более внимательно выслушать своего собеседника, понять и сделать шаги навстречу, так необходимые сегодня.
Другой вопрос, что очень многим этого бы не хотелось. Несколько отвлекаясь, вспомним, что прогресс по иранской ядерной программе, о котором много говорится сегодня, первоначально планировался еще несколько лет назад. Но... начались события в Сирии, и все застопорилось. А потом казалось, что мир вновь на пороге глобального взаимопонимания и скоро конец сирийскому кризису, но... начались события на Украине. Такой геополитический круговорот.
СЕГОДНЯ СНОВА В ПОВЕСТКЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, связанных с иранской ядерной проблемой. Очевидно, что, если дело дойдет до своего логического конца, это будет серьезно способствовать как общей стабильности, так и региональной в частности. Последнее очень важно для нас и с прямо противоположной степенью неприемлемо для наших ближайших соседей с закрытыми границами. Не стоит сомневаться, что они предпринимают все от них зависящее, чтобы сорвать как прогресс по Ирану, так и мероприятия в связи со 100-летней годовщиной Геноцида, на которых можно будет ожидать не только всеобщего осуждения преступлений Османской Турции, но и пусть незначительных, но подвижек в вопросе ослабления противоборства основных геополитических игроков.
... С философско-романтической точки зрения это - извечная сказка об извечном противостоянии добра со злом. И апрельская миссия Армении не только в поминовении жертв Геноцида, не только в целеполагании ответственности Турции за Геноцид и не только в предупреждении возможных будущих человеческих трагедий, но и в том, чтобы, создав дополнительную площадку для диалога во имя мира и стабильности, дать шанс добру одержать еще одну победу в этом вечном противостоянии с нетерпимостью...
Рубен Маргарян, "Голос Армении"