Когда мы говорим о Карабахе, все вспоминают телекадры хроники карабахских событий, которые снял Альберт Арутюнян, хотя этого человека знают совсем немногие. Наверное, естественно при этом, что Альберт и уроженец Карабаха и страстный патриот родного края, где он не только вырос, как достойный человек, но и сложился как отличный профессионал, мастер своего дела.
Среди земляков Арутюняна немало известных людей, есть среди них и уроженец Степанакерта прекрасный советский кинорежиссёр Роман Балаян. Если журналисты спрашивали Романа Балаяна почему он, зная Карабах изнутри, так и не снял ни одного фильма о Родине и её борьбе за независимость, или хотя бы просто кинокартину о людях, истории и природе родного края, то Балаян отвечал, что снимать для него что-то подобное было бы равносильно обращению к творчеству в момент, когда близкого человека переехал трамвай. Прошли годы, боль поутихла, и, казалось бы, вернуться к теме уже можно более трезво…
Возможно, художественный кинематограф и требует такого особого непростого подхода к теме. Но как быть, если историческое действие разворачивается, судьбоносные для Родины, важнейшие события происходят, а снимать их для того, чтобы и твоя страна и весь мир узнали правду, некому, потому что мировые агентства далеко, а свои мастера в задумчивости или растерянности? Вопрос риторический. И ответ на него – это такие люди как Альберт Арутюнян.
Нужен особый человеческий, а не только профессиональный дар, чтобы, когда родной край трясёт и лихорадит, взять себя в руки, унять волнение, настроить камеру и… нырнуть в гущу событий. А с Альбертом Арутюняном произошло именно так. К моменту начала новой Карабахской истории – первых степанакертских митингов и памятной февральской сессии Обл. совета НКАО в 1988-м году Альберт работал телеоператором на областном телевидении, поэтому снимать стал сразу – и людей на дотоле невиданных для СССР массовых митингах, требующих вывода НКАО из под юрисдикции Азербайджанской ССР, и забастовки, и последствия нападений жителей азербайджанских сёл на карабахских армян с целью запугать их и лишить воли к свободе.
Чуть позже, когда с целью замалчивания карабахской проблемы советское руководство организовало информационную блокаду вокруг Нагорного Карабаха, Арутюнян первым из карабахцев пошёл на её прорыв, - он стал штатным корреспондентом одного из крупнейших мировых информагентств - ABC news …и внештатным Reuters, Associated Press TV (APTV), VisNews Moscow и других. Именно тогда мир увидел правду о Нагорном Карабахе без купюр и искажений, вошедших в порочную практику советских надзирателей над прессой от Баку и Москвы. Именно с той поры многие кадры, снятые Альбертом Арутюняном стали основой всемирных архивов карабахской хроники; вошли фрагментами во многочисленные телепередачи и документальные фильмы, посвящённые Карабаху; разошлись на видеокассетах по домашним и общественным собраниям. К этому времени Альберта уже хорошо знали коллеги по цеху в Москве. В начале 1991 года он был принят в Союз журналистов СССР. Примерно тогда же Арутюнян стал первым представителем пресс-службы вновь созданной Армии обороны Нагорного Карабаха и принимал участие во многих военных операциях, как телеоператор.
Почти все из тех, кто следил в то время за информацией из Карабаха по центральному Российскому телевидению, наверняка помнят три фильма замечательной петербуржской журналистки Светланы Кульчицкой об Арцахе: «Обстрел города Степанакерта», «Живи, Карабах!», «Цена покоя». Фильмы эти были неоднократно показаны по многим телеканалам России и стран СНГ. Но. может быть, не все помнят, - все до единого кадры этих трёх фильмов снял Альберт Арутюнян.
За время описываемых событий Альберт Арутюнян познакомился и с главой Комитета Особого Управления Аркадием Вольским, и, позже, в период введения в Нагорном Карабахе Чрезвычайного положения – со многими военными и милицейскими представителями власти, присланными в Степанакерт Москвой. Участившиеся нападения на армянские сёла со стороны азербайджанских вооружённых формирований военная комендатура была вынуждена фиксировать, а своих телеоператоров у армии и милиции не было, поэтому зачастую на подобные вызовы силовики брали Арутюняна, но он понимал, что это не столько служебные отчёты для властей, сколько хроника новейшей истории Арцаха для вечности и снимал, снимал, снимал…
В августе 1991 Альберт Арутюнян летел вертолётом из Еревана в Степанакерт, но маршрут был внезапно изменён. Борт приземлился в карабахском армянском селе Атерк Мардакертского района, где местные жители в ответ на захват мирных крестьян частями советской армии и переправку захваченных в Баку, – сами захватили в заложники 40 военнослужащих с целью обмена и превентивной обороны, потому что Атерку тогда грозила депортация наподобие геташенской. Альберт, конечно, был с камерой, и репортаж об этих событиях он снял исчерпывающий, в чём позднее смогли убедиться миллионы телезрителей.
Когда 8 мая 1992-го года, в день начала операции Армии обороны Нагорного Карабаха по освобождению древней карабахской столицы – города Шуши Альберт Арутюнян с российской журналисткой из Санкт-Петербурга и двумя молодыми бойцами находился на подступах к городу, они были обстреляны азербайджанскими солдатами. Стрельба не прекращалась более получаса, молодые армянские бойцы растерялись и не могли поднять голову под вражескими пулями, чтобы подавить огонь противника и вывести журналистов из-под обстрела. Тогда Альберту пришлось отложить видеокамеру в сторону и взять в руки автомат одного из бойцов, потому что бездействие в ту минуту было бы равносильно смерти и съёмочной группы, и новобранцев. После жаркого, но короткого боя противник бежал, оставив на месте столкновения два трупа. Арутюнян вернул автомат сопровождавшим его бойцам и, предварительно убедившись, что нападавшие повержены, забрал себе их оружие, чтобы позже сдать его своим землякам из комендатуры…
Операция по освобождению Шуши была масштабной, но отличить своих от чужих было сложно, форма была общего советского образца, а съёмочная группа Арутюняна работала автономно, - так или иначе, эта группа попала не только под огонь противника, но и под обстрел своих. Противостоять последнему было бессмысленно, оставалось только укрываться от пуль и ждать…, но бог миловал, обстрел прекратился, и съёмочная группа целой и невредимой вошла в освобождённую Шушу. Скольких седых волос это стоило Альберту, - не знает даже он сам. Да и до того ли было, - он вёл съёмки и в Шуше и 9 мая, и позже - при входе карабахцев в Лачин. Эти кадры потом и стали самым известным фильмом о Дне карабахской победы, которую каждый год 9 мая теперь отмечают и в НКР и в Республике Армения.
Но бывало и так, что материалы отснятые Альбертом Арутюняном в Карабахе не доходили до зарубежных агентств. Во время режима Чрезвычайного положения, введённого в НКАО центральной властью, единственный в области аэропорт контролировался азербайджанским ОМОНом. Азербайджанские спецслужбы провели обыск в кабинете начальника аэропорта и нашли в сейфе кассеты Альберта, подготовленные к отправке бортами на «большую землю». Все кассеты с хроникой карабахских событий были тогда изъяты, а позже показаны по азербайджанскому телевидению, как образчик подрывной «антисоветской» работы «американского шпиона» Арутюняна. И смех и слёзы. Смех, потому что ни антисоветчиком, ни шпионом Арутюнян не был, а был он просто мужественным и честным человеком, которым и остаётся до сих пор. …А – слёзы, потому что азербайджанская пропаганда доводила подобной ложью собственный народ до безумия.
Один случай после завершения Кельбаджарской операции запомнился Альберту Арутюняну особо. Взятие Кельбаджара Альберт не снимал, но через пару дней уже был там, и застал среди армянских солдат одного несчастного - потерявшего разум местного азербайджанского ашига, который от страха, что солдаты Армии обороны НК обидят его 90-летнюю мать, сам убил её ещё до появления карабахцев… Безумный ашиг играл на кяманче и пел для солдат неприятеля, то ли от страха, то ли от безумия обнаруживая импровизационный дух, присущий жанру, поочерёдно спрашивая имена у слушателей, и вставляя их в свою хвалебную песню в честь победителей и их победы. …В честь их желанной победы с прорывом блокады Нагорного Карабаха …и печальной победы азербайджанского агитпропа над помутившимся рассудком ашига… Если бы мог знать великий Параджанов, что к его киношедевру «Ашик-Кериб», жестокое время как бы доснимет такую концовку.
«Что вижу – о том и пою» - извечный закон любого ашига (по-армянски ашуга), и когда вспоминаешь, что телеоператор тоже снимает лишь то, что видит, - понимаешь, что и Альберт Арутюнян – тоже ашуг, но уже новейшей армянской истории, потому что его песни - это километры отснятой хроники, километры и годы судьбы и каждодневной жизни родного края. Однако Арутюняну удалось поработать телеоператором и в Чечне во времена Дудаева, и в странах Балтии, и в Венгрии, и в Польше. После съёмок в Варшаве, Кракове и Водовицах Альберт Арутюнян даже получил письменную благодарность от Иоанна Павла II за фильм , посвящённый религиозному образованию польских детей в детских садах и школах.
…Как пример достойной самореализации этого уважаемого человека ещё только два факта. Исторический момент переговоров о прекращении огня между Азербайджаном и НКР в мае 1994-го года в Москве в генеральном штабе Министерства обороны РФ тоже запечатлела для истории камера Арутюняна, - те его исторические кадры заключения Карабахского перемирия использовались в репортажах информационных агентств всего мира, и до сих пор являются важнейшим документом эпохи. Оперативность, энергия, талант – вот что всегда помогало Альберту быть во всём среди первых. Об этом напоминает и абсолютно мирный эпизод истории НКАО - памятная фотография из 1977-го года, когда Альберт Арутюнян в составе футбольной команды города Степанакерт стал чемпионом Азербайджана по футболу. С тех пор слова «Карабах – чемпион!» стали навсегда рабочим девизом Арутюняна...
Альберт Арутюнян крайний справа (сидит)
Последние полтора десятка лет Альберт Арутюнян живёт уже в Москве... И всё бы ничего, - старшие дети выросли, родственники в Карабахе не забыты и, слава богу, живы-здоровы. - Но, работая в поте лица, чтобы всех их обеспечить, Альберт как-то незаметно забыл о себе. Устарела техника, на которой он работает, ветшает огромный видеоархив на многочисленных кассетах, горы которых маэстро вынужден перевозить (как поётся в известной песне) «из города в город, из дома в дом, по квартирам чужих друзей». Да и Арутюнян, видимо, мог бы и рассчитывать на помощь со стороны земляков в деле оцифровки исторического архива и модернизации рабочих технических средств, - мог бы, и рассчитывает …но расчеты эти пока не оправдались. Хотя какие наши годы!
А.Арутюнян с активистом карабахского движения В.Бабаханяном
30 сентября Альберту Арутюняну исполняется 55 лет. Это не так много. Но уже и не мало. Он по-прежнему смел, талантлив, мастеровит, лёгок на подъём, безотказен, неотразим, работоспособен, и отзывчив, хотя уже чуть реже бывает в Карабахе, где теперь чаще снимает парады победы, закладку памятников, открытие музеев и прочие праздничные мероприятия. Жизнь удалась, а значит, даст бог, будет счастливой и долгой. Лишь бы жили и процветали - родной Карабах, Армения и его новый дом Россия… И чтобы жили так, - чтобы об этом хотелось снимать только радостные фильмы, - чтобы петь об увиденном только весёлые песни. Как и положено ашигам, ашугам или сказителям во все времена. Со словами …или без слов.
Тигран Некрасов. Москва, 2010