День Армении на фестивале театров кукол "На островах чудес" прошел в режиме сверханшлага. Не только кресла, но и все проходы в зале были заняты желающими увидеть спектакль "Крылатый" по мотивам рассказа Габриэля Гарсиа Маркеса "Очень старый человек с огромными крыльями".
Его поставила Заруи Антонян — ученица Рубена Бабаяна, художественного руководителя Ереванского театра кукол имени Ованеса Туманяна, в свою очередь ученика Анатолия Эфроса. Босоногий спектакль на голой, как первозданная земля, сцене соткан из воздуха и музыки, фантастических масок, отсылающих к южноамериканским идолам, и жарких ритмов. Спектакль по колумбийскому классику показался очень армянским, словно в нем растворились ее поэзия, голос дудука, каменные кружева хачкаров и стройность монастырей. Притча-мистерия о крылатом человеке парила над землей сонмом легких видений — о рождении мечты, или отторжении чужака стаей, или божественной природе детей, или… Кажется, она создана для того, чтобы каждый сочинял по ее канве свою картину мира. "Крылатый" закончился бурными овациями и вызвал полярные мнения у публики. Это хорошо, считает Рубен Бабаян:
— Для меня любой самый замечательный спектакль является полуфабрикатом на 70%. 100-процентным он становится благодаря соучастию зрителя. Когда зритель включается в игру, будит воображение, предлагает cвою трактовку того, что дает актер, режиссер, драматург, композитор, он становится таким же создателем спектакля. Поэтому мы против диктата в отношении зрителя. Ему надо доверять, а не учить.
Конечно, мы проводим в спектакле свою идею. Раненого ангела, отвергаемого обществом, может спасти только ребенок. И задача каждого из нас — найти ангела в себе. Но это общую мысль следует не объяснять топорно, а показать изобразительными средствами. Пусть каждый участник творческого процесса идет своим ходом, в этом заключается прелесть взаимопонимания, а не в том, что один знает истину и учит ей других. Необязательно все понять в спектакле, но можно прочувствовать, это же театр, а не инструкция по борьбе с терроризмом.
Я рад, что у меня такая ученица. Как говорят, хороший ученик опровергает своего учителя. Мой учитель Анатолий Васильевич Эфрос был очень свободным человеком. Он как-то сказал: я не хочу вас ничему учить, лично я предпочитаю работать методом действенного анализа, но ведь это же не действенный метод. По-моему, хороший учитель не тот, кто учит, а тот, кто вызывает любовь к учению.
В ХХI веке культуры настолько перемешаны, земной шар очень мал и мы связаны друг с другом. Не бывает чужого горя и чужой радости, ты воспринимаешь чужую боль, как свою, неправильно делать границы между культурами. Есть культура и есть отсутствие культуры.
ИА Sakh.com