Пока армянские священнослужители во главе с местоблюстителем Константинопольского армянского патриарха Арама Атешяна, позванивая бубенцами, продвигались от полуразрушенной часовни к церкви Святого креста, чтобы впервые за 95 лет отслужить Божественную литургию, несколько сот армян, в основном из Турции и армянской диаспоры, прохаживались вокруг церкви, направив свои взгляды в сторону моря, ставили свечки и рыдали.
Почтенного возраста человек склонился на колени под стенами церкви и, возведя глаза к небу, безмолвно молился и плакал. Женщина средних лет никак не могла зажечь свечу, сотрясаясь от плача. Другая женщина ходила меж разброшенных в церковном саду и раздробленных под тысячелетним солнцем хачкаров (камень-крест) и рыдала всем телом. Но церковь Святого креста была достойна большего числа рыдающих армян, большего количества молитв и верующих, прохаживающихся вокруг нее. Ванское море, его лазурные волны истосковались по армянским глазам.
В полдень 19 сентября сюда прибыло лишь несколько десятков армян из Армении, столько же – из диаспоры. Они повиновались призывам властей Армении и патриаршим престолам Армянской Апостольской церкви (католикосаты Первопрестольного св. Эчмиадзина и Великого Дома Киликийского, а также Иерусалимский патриархат), которые призвали именно в этот день – 19 сентября – отказаться от поездки на Ахтамар и не участвовать в турецком шоу. Но это было не шоу. Достаточно было присутствия на Ахтамаре, чтобы ощутить эту энергетику, это притяжение, которое господствовало повсюду на острове. Это было не шоу. Это была заупокойная коллективная литургия в память о невинных жертвах 1915 года, хотя архиепископ Арам не упомянул о них.
В последний раз литургия в церкви Святого креста была отслужена в 1915 году, в незадолго до распада Османской империи и в преддверии геноцида армян. Прошло более 95 лет, и в церкви вновь прозвучала литургия, но, несмотря на обещания турецких властей, на куполе церкви не было креста. Причиной бойкота литургии со стороны армянских светских и церковных властей стало отсутствие на церкви креста. Прибывших из Армении людей можно было сосчитать буквально на пальцах, не считая нескольких десятков армянских журналистов, которые в большинстве своем прибыли в Ван при финансовой поддержке различных международных организаций. Армянские диаспорские газеты не делегировали журналистов на Ахтамар, хотя канцелярия турецкого премьера направила приглашения, обещав взять на себя все расходы.
Проживающий в Сирии директор благотворительного фонда «Пюник» («Феникс») Габриэль Чемберджян не впервые на Ахтамаре и в Западной Армении. Он приехал с супругой и считает правильным отказ Армении от участия в литургии на уровне организаций и государственных органов, хотя приезд армян со всех концов света на литургию в столь сакральном для армянского народа месте он также считает естественным. «Это наша земля, и мы должны приезжать сюда, когда захотим, чтобы совершить паломничество, поставить свечку», - сказал Чемберджян, который является одним из тех, кто внес свою лепту в реконструкцию церкви в Тигранакерте (нынешнем Дираберкире) и во многие другие армянские начинания.
Проживающий в Монако бизнесмен Тигран Читерчян также не впервые в Западной Армении. Со своей женой-француженкой он бывал здесь во второй половине 90-х годов. «Несколько лет назад литургия в Святом кресте казалась бы фантастикой. Возможно, не все было подобающим образом, но это важный шаг на пути к возращению нашего наследия», - сказал 70-летний Читерчян, который накануне весь день бороздил на лодке озеро Ван, побывал и в других полуразрушенных после векового одиночества армянских церквях. «Отказ Эчмиадзина направить на литургию представителей был лишь прикрытием, причины политические», - сказал он.
62-летний Армен Ярмаян является попечителем Константинопольской (Стамбульской) национальной больницы Святого Спасителя. «Я пришел на литургию, которая прозвучит впервые после 1915 года», - сказал он. По мнению Ярамяна, бойкот Армении оправдан, но турок тоже нельзя обвинять в том, что они не установили крест. «Время все поставит на свои места, крест установят, и на следующей литургии обязательно будут присутствовать верующие из Армении», - сказал он.
Григор Гйокчян родился в Константинополе (Стамбуле), но живет в Бейруте. На Ахтамар приехал с четырьмя членами своей семьи, специально на литургию, чтобы быть здесь, как выразился он сам, в этот исторический день. «Пусть хоть десять бойкотов, я бы все равно приехал сюда, мне нужно было самому это увидеть», - сказал он.
Церковь Святого креста была построена в начале 10 века во времена царя Васпуракана Гагика Первого Арцруни. Возведенная по проекту зодчего Манвела церковь служила католикосской резиденцией васпураканского двора Арцруни. В том же 10 веке из-за сложнейшей политической ситуации пять Католикосов всех армян восседали на Ахтамаре. Как только условия в Араратском краю стали более-менее сносными, католикос всех армян переселился в Аргину – Ани. После этого Святой крест больше не являлся резиденцией католикосов. Но Ахтамарское братство, не желая терять память о католикосском престоле, продолжало рукополагать своих предстоятелей как католикосов.
В 10 веке армянам удалось оставить в наследство мировой культуре подобный памятник, турки века 21-го «не сумели» установить на нем крест. Они то говорят, что им не хватило времени, то крест оказался слишком тяжелым, то спрашивают – какой еще крест в мусульманской стране, но затем утверждают, что через неделю после литургии крест будет воздвигнут. Если это можно сделать через неделю, почему крест не установили до литургии, чтобы на нее могли приехать и из Армении? Крест, который, как оказалось, весит не 200 кг (как утверждали турки, заявляя, что его установка повредит купол), а всего 76 кг, был установлен неподалеку от церкви.
В марте 2007 года, после реконструкции и реставрации, церковь Святого креста была открыта как музей, в котором было запрещено справление религиозных обрядов. Тогда Армения официально присутствовала на церемонии открытия на уровне заместителя министра культуры. Тогда на склоне острова развернули огромный турецкий флаг, и это действительно было шоу. На этот раз ничего подобного не происходило. Если б не кроваво-красный флаг с полумесяцем, водруженный в бухте острова, то 19 сентября на Ахтамаре нельзя было найти турецких символов. Правда, в течение всей литургии в небе над островом кружили вертолеты, а в водах – катер с вооруженными солдатами. И в этом смысле литургия внешне действительно напоминала шоу.
В числе гостей можно было заметить губернатора и мэра Вана, аккредитованных в Анкаре иностранных дипломатов. Губернатор Вана сделал все, чтобы обеспечить участие как можно большего количества людей за счет местных жителей. Количество турок и курдов-мусульман на литургии в несколько раз превышало число армян-христиан. Многие приехали сюда, ведомые любопытством, многие просто выехали с семьями на воскресный отдых на Ахтамар и побережье Вана.
«Дорогие армянские друзья, добро пожаловать в Ван», - написано на плакате у въезда в город. Но мы нигде не нашли записей о том, что церковь Святого креста является армянской, нигде не упоминались термины «армянский», «армянин». С другой стороны, несколько страниц в номере от 17 сентября местной ванской тюркоязычной газеты «Ван таймс», в сотрудничестве со стамбульским «Акосом», вышли на западно-армянском языке. В обширной публикации «Что случилось с монастырями Вана» перечислены названия около сотни монастырей, расположенных на побережье Вана. Большая часть их разрушена, разграблена или же частично цела.
Турецкие армяне убеждены, что крест на церкви Святой крест будет скоро установлен. Они говорят, что 10-15 лет назад и думать не смели о реконструкции Святого креста и о том, что позволят отслужить здесь Божественную литургию, пусть даже без креста. Литургию они считают не совсем удовлетворительным, но важным шагом в своей жизни.
Ахтамар и церковь Святого креста достойны присутствия большего числа армян, большего числа рыдающих, молящихся, шагающих вокруг церкви армян. Наше озеро Ван, его лазурные волны истосковались по армянским глазам.
Татул Акопян, эксперт фонда «Сивилитас», автор книги «Арцахский дневник: зеленое и черное». Вскоре выйдет в свет его книга «Взгляд с Арарата: армяне и турки».