Декан факультета истории Ереванского государственного университета Эдик Минасян и 30 других членов экспедиции, в том числе лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян, с 25 июля по 4 августа этого года побывали в нескольких городах Западной Армении и встретились с амшенскими армянами, живущими в Турции. Об этом на пресс-конференции 25 сентября рассказал сам Эдик Минасян.
По его словам, их особенно впечатлили встречи с жителями Хопы и единственного армянского села Турции Вагыфа. «Мы узнали, что в Хопе живет 7-8 тыс. амшенских армян. Они, хотя немного с трудом, говорили по-армянски, пели «Крунк». Они также рассказали, что бывший мэр Хопы был амшенским армянином, однако теперь на этот пост назначили курда. А на юге Хопы армяне общались на курдском и турецком. Они вообще не говорили по-армянски»,– рассказал Минасян, добавив при этом, что, общаясь с местными амшенскими армянами, они почувствовали, что те очень осторожны, когда говорят на тему религии и международного признания Геноцида. «Амшенские армяне Хопы ведут приспособленческий, примиренческий образ жизни. Они, хотя и с осторожностью, рассказали, что турецкое правительство проявляет в их отношении некую дискриминацию. По их совам, они всегда чувствовали некую враждебность со стороны турок»,– отметил декан факультета истории ЕрГУ.
Затронув вопросы, касающиеся образования и духовной жизни амшенских армян, живущих в Хопе, он сообщил, что они исповедуют ислам, а армянских школ в Хопе вообще нет.
А в селе Вагыф, по словам историка, совершенно иная картина: армянская школа, церковь, армянский быт. «В Вагыфе царит армянская атмосфера, везде говорят по-армянски, кажется, что ты в маленькой Армении. Все там армянское: быт, традиции, кухня, песня и пляски. В этом армянском селе даже взяли невесту из Еревана. В отличие от амшенских армян, армяне Вагыфа свободно говорили о Геноциде и патриотизме»,– рассказал Минасян, добавив, что в этом армянском селе люди в основном занимаются торговлей.
Декан факультета истории ЕрГУ сообщил, что их группа побывала также в Кесарии, Самадаге и других городах Западной Армении. «Мы узнали, что в Самадаге есть 7-8, а в Кесарии – 4-5 армянских семей. В этих двух городах были армянские церкви, которые сохраняются за счет средств Константинопольского патриархата Армянской апостольской церкви. Было также много церквей, превращенных в мечети»,– сказал он.
В завершение Минасян отметил, что в некоторых населенных пунктах курды встретили их с подчеркнутой враждебностью. «Они говорили: «Это не ваша земля. Почему вы пришли сюда?».
Новости Армении - NEWS.am