Теракты в Париже достаточно быстро повлияли на глобальную геополитическую ситуацию, вызвав серьезные сдвиги в отношениях между США, Евросоюзом и Россией. Основной тенденцией стало сближение между Россией и главным образом европейскими странами вокруг идеи общей борьбы против группировки "Исламское государство" (ИГ).
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЗА ГРОМКИМИ ДЕКЛАРАЦИЯМИ О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ, напоминающими аналогичные заявления, звучавшие в 2001 г., как и тогда, скрываются конкретные интересы и сложная конкуренция между указанными центрами силы. В первую очередь успеха добивается российская дипломатия, похоже, изначально делавшая ставку на то, что включение России в сирийский конфликт позволит вывести Москву из навязываемой Западом изоляции. В сложившейся после парижских терактов ситуации Москва становится для европейцев важным партнером в борьбе против террористов, обладающим рычагами воздействия на ситуацию в Сирии. При этом наращивание взаимодействия именно с европейцами укладывается в ранее наметившуюся стратегию России по расколу единого фронта Запада и сближению с европейским центром силы.

Российская сторона уже заявила о конкретном взаимодействии с французами. После телефонного разговора с президентом Франции Франсуа Олландом, в ходе которого стороны договорились координировать действия военных и спецслужб против террористов, президент России Владимир Путин поручил российским военным установить прямой контакт с их французскими коллегами "как с союзниками", а также разработать план совместных действий с французскими ВМС в Сирии. Главы генштабов двух стран провели также переговоры по координации действий в Сирии. Все эти шаги предприняты российской стороной параллельно с расширением масштабов российской операции в Сирии за счет применения стратегических бомбардировщиков против целей ИГ.
В свою очередь президент Франции заявил о намерении сформировать при участии России и США широкой коалиции против ИГ, этот вопрос планируется обсудить в ходе предстоящего визита французского лидера в США и Россию. При этом европейцы сигнализируют Москве о готовности к более широкому взаимодействию: глава Еврокомиссии Юнкер направил письмо президенту России с предложением о взаимодействии ЕС и Евразийского экономического союза, по сути поддержав ранее звучавшие из Москвы предложения о "состыковке" ЕС и ЕАЭС. Сдвиги в отношениях между Москвой и Парижем отражают, в том числе и разногласия между США и ЕС, а также стремление европейцев восстановить отношения с Россией, снизив свою зависимость от Вашингтона, при этом данная тенденция имеет место на фоне продолжающейся жесткой экономической конкуренции между США и Евросоюзом.
В ПРИНЦИПЕ УКАЗАННЫЙ СДВИГ В ОТНОШЕНИЯХ ЕС С РОССИЕЙ, произошедший после терактов в Париже, укладывается в наметившуюся ранее тенденцию восстановления отношений между франко-берлинским альянсом и Россией. Проявлениями этого стали, в частности, усилия Берлина и Парижа по продавливанию выполнения Минских соглашений, а также смягчение позиции европейцев в отношении поддерживаемого Россией режима Асада в Сирии в условиях миграционного кризиса в Европе. Теракты в Париже и последующий пересмотр внешней политики Франции привел к новым изменениям и в этом вопросе: Олланд уже заявил о том, что в Сирии врагом Франции является "Исламское государство", а не Башар Асад. Данное изменение позиции Парижа, выступавшего ранее ярым противником Асада, открывает двери для взаимодействия между Францией и Россией в Сирии.
В ситуации, сложившейся после терактов, Париж постарался не только не увеличивать зависимость от США, но также дать новый импульс европейской интеграции в вопросах обороны и безопасности. Отметим, что исторически Франция выступала в качестве инициатора действий по усилению военно-политической самостоятельности ЕС от США. Примечательно, что после терактов Париж не обратился к НАТО, что усилило бы позиции США, а запросил у партнеров по Евросоюзу военную помощь в проведении зарубежных операций, сославшись на соответствующие положения договоров ЕС. На этом фоне глава Еврокомиссии вновь заявил, что ЕС необходимо создавать собственную армию, а глава европейской дипломатии Федерика Могерини выступила с инициативой по подготовке глобальной стратегии безопасности ЕС. Линия Франции на сближение с Россией и расширение собственных военных возможностей ЕС в сочетании создает сложности для Вашингтона, так как именно на факторе российской угрозы (подлинной или мнимой) в Европе основан механизм НАТО, позволяющий Вашингтону держать под контролем вопросы военной безопасности Евросоюза.
ВСЕ ЭТИ ПРОЦЕССЫ СОЗДАЮТ СЛОЖНУЮ СИТУАЦИЮ ДЛЯ США, которые демонстрируют нежелание пересматривать свои подходы к России и Асаду. Однако в условиях формирующегося во французской элите консенсуса о необходимости сотрудничества с Москвой Вашингтон оказывается под давлением со стороны европейцев по данному вопросу. Пока США придерживаются двойной стратегии: с одной стороны, представители администрации не исключают сотрудничества с РФ в борьбе с ИГ, с другой - США на фоне сближения между Парижем и Москвой существенно ужесточили свою риторику в отношении России, тем самым объективно не способствуя дальнейшему потеплению отношений между Западом и Россией. В частности, 19 ноября президент США Барак Обама заявил, что Россия и Иран должны решить, хотят ли они продолжать поддерживать президента Сирии Башара Асада или же "сохранить сирийское государство".
Таким образом, наметившееся потепление между Западом и Россией не означает быстрого устранения существующих между ними противоречий. Отрицательное воздействие на процесс сближения Евросоюза и Москвы помимо сохраняющихся разногласий по Сирии и жесткой позиции Вашингтона окажет также уже начавшееся противодействие этому сближению со стороны стран Восточной Европы, а также стремление Запада взаимодействовать с Россией в Сирии на своих условиях. Потепление отношений между западными странами и Россией встроено в контекст украинского кризиса, в рамках которого продолжается сложный торг вокруг выполнения Минских соглашений и выстраивания дальнейшей модели отношений между Россией и Украиной. Однако даже с учетом всех этих факторов нынешние шаги Франции и России по сотрудничеству в Сирии уже наметили новую обстановку в рамках треугольника США - Евросоюз - Россия.
Давид Арутюнов, газета "Голос Армении"