Официальный курс азербайджанского маната Центробанком Азербайджана установлен на уровне 1,5626 манат/$1, 1,6913 манат/1EUR и 0,0208 манат/1RUR, передает информационное агентство «Интерфакс-Азербайджан».
Агентство также со ссылкой на январский доклад Всемирного банка «Глобальные экономические перспективы-2016» отмечает, что по сравнению с октябрем 2015 года прогнозы роста ВВП Азербайджана снижены на 1,8%.
Если в октябрьском обзоре «Низкие цены на сырьё и слабые валюты» ВБ прогнозировал ВВП Азербайджана в 2016 году на уровне 2,6%, то, согласно новому докладу, рост ВВП прогнозируется на уровне 0,8%.
Азербайджанское информационное агентство «Туран» отмечает, что падение цены на нефть, девальвация маната и связанная с этим социальная напряженность окажут влияние на госбюджет 2016 года, который, согласно «анонсу» президента Азербайджана, «будет пересмотрен в соответствии с условиями».
Экспертное сообщество Азербайджана прокомментировало условия, при которых будет возможен этот пересмотр. В частности, по мнению независимого эксперта Вугара Мустафаева, для обеспечения предусмотренных в бюджете изменений правительство увеличит трансферт из Нефтяного фонда (ГНФАР). Однако монополии, коррупция и высокая себестоимость товаров и услуг могут стать преградой для реализации этих планов. Также, по его мнению, если курс доллара не стабилизируется, то оживление в азербайджанской экономике невозможно.
Член Правления Движения Республиканская Альтернатива Ровшан Агаев считает, что имевшая место девальвация маната является «грозным оружием» в руках правительства, с помощью которого оно в разы увеличило манатное наполнение бюджета. «Когда формировался бюджет, один доллар составлял 1,05 маната. Это означает, что 7,790 млрд. манат составляли примерно 7.4 млрд. долларов. Теперь курс достиг 1,6 маната. Иными словами, ожидаемый доход от нефти по нынешнему курсу примерно 11,8 млрд. манат. За счет второй девальвации правительство за одну ночь «увеличило» госбюджет на 3 млрд. манат», – отметил эксперт.
Однако, несмотря на то, что обвал маната стал причиной «раздувания» госбюджета, ускорение инфляции отрицательно скажется на жизненном уровне населения. «В прежние годы социальное напряжение в большей степени снижалось за счет инвестиционных проектов, сейчас, однако, социальное положение тяжелое. Мало того, в бюджете на 2016 год инвестиционные расходы были снижены в два раза. По всей вероятности, в правительстве понимают, что это ведет к негативным процессам», – приводит агентство мнение экспертного сообщества Азербайджана.
Согласно Ровшану Агаеву, при такой бюджетной политике последствия для денежно-кредитной системы неизбежны: раздувая вновь инвестиционные проекты, в оборот будет выпущена дополнительная денежная масса, что приведет к таянию валютных запасов, следствием чего станет ускорение инфляционных процессов, а это, в свою очередь, станет причиной запуска классической спирали «зарплата – цены».
«Планируя кое-как спровадить 2016 год и надеясь, что в 2017 году цена на нефть поднимется, правительство вместо того, чтобы проводить реформы, заполнять реальным доходом бюджет за счет предпринимательства и конкурентоспособной экономики, хочет увеличить бюджет за счет «инфляционного налога» и номинальных доходов, путем раздувания дешевого маната», – пишет агентство.
Экономист Намаз Мамедов, в свою очередь, считает, что ожидаемые в госбюджете 2016 года изменения будут заключаться в дополнениях к зарплатам сотрудников бюджетных организаций, сокращениях некоторых инвестиционных проектов и усилении социальной защиты населения.
Эксперт-экономист Вугар Байрамов, в интервью азербайджанскому сайту «Саламньюс.орг» комментируя вероятность наступления третьей девальвации, заявил, что это «однозначно будет зависеть от цен на нефть на международном рынке». По его словам, резкое падение курса маната во время второй волны девальвации напрямую связано с желанием Центрального Банка Азербайджана сберечь собственные резервы.
«К сожалению, высокий процент второй волны девальвации связан с желанием Центрального Банка сберечь свои резервы за счет бизнеса и граждан. Однако были и фискальные стороны второй волны девальвации. В то же время существует необходимость экономить средства Государственного Нефтяного Фонда. С этой точки зрения, существующие условия делают возможной третью волну девальвации», – цитирует эксперта сайт.
Эксперт напоминает, что пессимистическим сценарием для ЦБА являлась цена на нефть ниже $40: если стоимость нефти на международном рынке будет ниже этой отметки и удержится надолго, то третья волна девальвации неминуема. Отметим, что азербайджанская нефть марки «Азери Лайт» 7 января 2016 года подешевела на 4,26% ($1,59), составив $35,77 за баррель. Об этом пишет азербайджанский сайт «Репорт.аз».
Азербайджанский сайт «Хаккин.аз», в свою очередь, обращается к теме валютообмена в азербайджанских банках, отмечая, что жители Баку «часами обходили десятки обменников в надежде купить доллары, а американская валюта снова исчезла». В Азербайджане фактически действуют два курса: один официальный, который не растет выше 1,55, а другой – реальный курс маната – в зависимости от банка меняется от 1,68 до 1,72. «Что касается курса маната в новогодние праздники, то здесь ситуация также сложилась неоднозначная. Большинство обменников в эти дни не работали, а оставшаяся часть либо отказывалась продавать доллары, либо продавала их по курсу 1,70-1,72 маната», – пишет сайт, отмечая, что меры по пресечению искусственного завышения курса «подействовали лишь на пару дней», а долларов снова нет.
Между тем, по сообщению агентства «Интерфакс-Азербайджан», при обмене валюты на сумму свыше $500 в Азербайджане необходимо предъявлять удостоверение личности, о чем гласят вступившие 6 января 2016 года в силу новые правила ЦБА «организации обменных пунктов и проведения обменных операций».
Согласно «Standard & Poor`s», экономические риски, которым подвергаются азербайджанские банки, возросли вследствие замедления темпов роста экономики страны на фоне значительного снижения мировых цен на нефть и резкой девальвации национальной валюты, что может ограничить рост бизнеса азербайджанских банков и привести к снижению прогнозируемых показателей прибыли.
В свою очередь, ЗАО «Азербайджанские железные дороги» отказались от рейтингования в «Standard & Poor’s», - передает агентство «АПА». S&P сообщило, что причиной отказа от сотрудничества стало предоставление ими негативного рейтинга ЗАО «АЖД», «и до сих пор изменений в ситуации не наблюдается», передает со ссылкой на азербайджанский сайт «АБС.аз» агентство «Интерфакс».
Между тем, российскими пограничниками на пропускном пункте Тагиркент – Казмаляр при попытке вывести из Азербайджана крупную сумму денег был задержан гражданин Азербайджана К. Алиев, пишет азербайджанский сайт «Хаккин.аз» со ссылкой на российские СМИ. Также сайт пишет о том, что экс-депутат азербайджанского парламента Дуньямин Халилов и Джаник Гаджиев «распилили» $2 млрд. средств Международного банка Азербайджана (МБА).
Panorama.am