Подводя итоги 2105 года, министр диаспоры Армении Грануш Акопян отмечает, что так и не обзавелась собственной квартирой. Она уверяет, что до сих пор живет в родительском доме и не имеет достаточных средств для приобретения собственного жилья. Неплодотворным в финансовом плане был и рабочий год. Не удалось привлечь в страну инвестиции из диаспоры. О причинах сложившейся ситуации, а также о достижениях 2015 года министр диаспоры Армении Грануш Акопян рассказала Новости Армении – NEWS.am:
- Какая важная работа была проделана Министерством диаспоры в 2015 году?
- Одним из важных результатов года считаю сплоченность диаспоры, которую она проявила во время мероприятий, приуроченных к 100-летию Геноцида армян. В этот процесс были вовлечены все армянские общины. В первую очередь, хочу выделить политический аспект. Некоторые страны, структуры, организации, штаты, города признали Геноцид. Этого удалось добиться благодаря дипломатической работе и активному участию армянской диаспоры. А наше ведомство было с ней на постоянной связи, мы все время совместно работали и помогали, чем могли.
- А сколько инвестиционных программ удалось осуществить в Армении благодаря поддержке представителей диаспоры?
- Мы создаем связи, организуем конференции по разным направлениям. При помощи этой сети люди знакомятся друг с другом и начинают сотрудничать. К примеру, 6 лет назад мы организовали конференцию, в результате которой в Горисе появился кардиологический центр. Мы не можем никого обязать делать инвестиции. Мы не считаем, что представители диаспоры должны давать деньги, заниматься благотворительностью – никогда. Мы всего лишь представляем им наши условия, законодательство и говорим: «Если вам удобно, приезжайте и делайте инвестиции!».
- Тем не менее, инвестиций не так много. В чем же дело? Почему Армения непривлекательна для инвесторов?
- Об этом, наверное, стоит спросить у представителей специализированных госструктур. Но могу сказать, что от зарубежных армян поступают жалобы, запросы и предложения по таможенным и налоговым вопросам. В этих случаях я сразу же обращаюсь с письмом к премьер-министру или министру финансов. А главная задача Министерства диаспоры – это сохранение армянской идентичности в наших общинах за рубежом, сохранение связи родина – диаспора.
- Разве без Вашего Министерства эти люди не смогут остаться армянами?
- Наша деятельность еще больше способствует этому процессу. Еще в 1964 году в Советской Армении действовал Комитет по культурным связям с диаспорой. Сейчас у нас 7-миллионная диаспора, потребности и возможности которой многочисленны и разнообразны. Потому нужна была госструктура, куда бы представитель диаспоры при необходимости мог бы обратиться. Я и члены моей команды пришли, создали структуру, но почему-то должны все время оправдываться. Я неслучайно оказалась здесь. У меня есть опыт, знания, образование, в конце концов, само наше ведомство было создано по требованию представителей диаспоры.
- Сокращение инвестиций многие объясняют тем, что диаспора не доверяет властям Армении. Именно по этой причине, мол, в этом году во время телемарафона Всеармянского фонда «Айастан» удалось собрать сумму на 2 млн. долларов меньшую, чем в 2014-ом…
- 20 лет только это и говорят. Во время утверждения бюджетов в парламенте некоторые все время твердят: «Власть коррумпированная, и она грабит». Вот и в контексте телемарафона уже 20 лет говорят, что грабят. Нет никакой разницы. Такая «пропаганда» была всегда. Дело в том, что есть люди, которые хотят осуществлять программы самостоятельно. На территории Малатии, к примеру, семья Аветисянов из города Бостон внедрила 13 млн. долл. для строительства мощной школы. Ну не захотели люди делать все через фонд. Разве это так важно? Важно то, что в Армении реализуется подобная программа. Таких примеров немало. То есть сумма не уменьшилась. Просто часть средств идет через фонд «Айастан», а другая – нет.
- А почему те же представители диаспоры не прислушались к Вашему призыву о финансовой помощи сирийским армянам, хотя бы в два доллара, что должно было способствовать строительству квартала «Новый Алеппо».
- Не знаю, не могу сказать. Они объединились и очень помогают армянам, оставшимся в Сирии, последних около 15 – 20 тысяч. Они больше нуждаются в помощи. Мы, в свою очередь, что смогли, то и сделали для поддержки сирийских армян.
- А в 2015 году Вы предложили вложить по 1000 долларов в армянские банки, ответив на критику солиста группы «System of a down» Сержа Танкяна, призвавшего отказаться от институциональной несправедливости. Кто-то откликнулся на призыв?
- Речь идет о благотворительности, мы не просим денег. Мы всего лишь информируем о том, что свои деньги можно вложить под проценты в банки Армении. На этом можно и деньги заработать, и стать полезным родине. Я об этом говорила еще в 2014 году во время конференции Армения – диаспора, а также в 2015 году во время собрания Армянского всеобщего благотворительного союза, что было встречено аплодисментами. Тогда многие открыли счета в банках. Я и сейчас призываю зарубежных армян к этому шагу.
- Складывается впечатление, что представители власти хотят у зарубежных армян деньги, но при этом нетерпимы к их заявлениям о том, что в Армении сплошь и рядом коррупция и несправедливость…
- Говоря о коррумпированности, нельзя всех брать под одну гребенку. Кто имеет право называть меня коррумпированной. Что они знают о том, как я живу? А живу я скромно. Я пытаюсь накопить деньги для того, чтобы купить себе квартиру. Это пытаюсь сделать с 2000 года. Я до сих пор живу в родительском доме.
- Хотите роскошную квартиру?
- Не сказала бы роскошную, но удобную, чтобы были спальня, кабинет. Дом моих родителей в Айгедзоре, я там прожила всю жизнь. Для меня это родной квартал.
- Тысячи граждан Армении покупают квартиры благодаря ипотечным кредитам. Почему бы и Вам не попробовать?
- Спасибо за совет. Если будет кредит под небольшие проценты, то я подумаю. Еще раз заявляю, что с 2000 года коплю деньги на квартиру. На зарплату преподавателя я живу, а министерские деньги собираю. Надеюсь, цены на жилплощадь упадут, и я смогу купить собственную квартиру.
- Министерство диаспоры часто сравнивают с турагентством. В течение года сколько раз выезжаете за рубеж?
- Мы работаем с диаспорой, в том числе и на местах. Тот, кто делает такие сравнения, просто не представляет нашу работу. Сидя в Ереване, очень трудно понять требования, пожелания и взгляды 7 млн. человек. Представители нашего ведомства просто обязаны бывать на местах. В год министр посещает хотя бы 5 – 6 стран. Если представители какой-либо общины требуют, чтобы министр присутствовал на том или ином мероприятии, я не могу сказать им о том, что не поеду к вам, потому что это не понравится журналистам.
Новости Армении - NEWS.am