Тут и вправду чудеса на каждом шагу. Пойдешь налево — попадешь в кукольный мир с принцессами, феями, ангелами, гномиками и даже зайцами-космонавтами. Пойдешь направо — окажешься в тесной комнатке, где, однако, вполне хватило места и скрипке Страдивари, и Наполеону, и Чарли Чаплину, и целому каравану верблюдов.
А все потому, что художник каким-то необъяснимым образом поместил их изображения на половинке косточки инжира, рисовом зернышке, пылинке горного хрусталя или в игольном ушке.
А если прямо пойдешь, невидимая «машина времени» перенесет тебя на сто лет назад в раненбургскую деревню. Там в избах на окнах нет занавесок, зато на стеклах застыли в полете тряпичные райские птицы. Там в девичьих светелках стоят надежные сундуки с приданым. Там женщины украшают себя парчовыми кичами и роскошными пуками до самых пят, а над дугой коня, что везет невесту с женихом, возвышается целое дерево, расцвеченное пестрыми лентами.
Кажется, у маленького коллектива муниципального Музея народного и декоративно-прикладного искусства столько идей и проектов, что здесь боятся не успеть их все осуществить. И выставки открываются одна за другой. Совсем недавно публику позвали полюбоваться полными изящества авторскими куклами, о чем «Липецкая газета» уже писала. А на прошлой неделе здесь уже презентовали микрошедевры кудесника из Еревана Эдуарда Казаряна, многократно попадавшего в Книгу рекордов Гиннесса, и развернули экспозицию крестьянского костюма, предметов сельского обихода, найденных увлеченными, на зависть мобильными музейщиками во время этнографической экспедиции по Чаплыгинскому району.
Поразительные творения Казаряна приходится рассматривать через стекло, увеличивающее их в 5000 (пять тысяч!) раз. А пока вы охаете и ахаете, дивясь искусству армянского Левши, сын мастера Рафаэль Эдуардович с удовольствием рассказывает об отце. Сейчас художнику восемьдесят восемь, но он продолжает работать. Причем создает нечто совсем уже запредельное: движущиеся микроскульптуры. Одна из них демонстрируется в Липецке: две блохи (привет Лескову!) играют в футбол.
Казарян-старший — артист и скрипичный мастер. С его альтами музыканты побеждали на международных конкурсах. Но вот в 1947 году он решил попробовать себя в редчайшем жанре микроминиатюры. И ему хватило на это воображения, умения, а главное — терпения, ведь иные свои замыслы он воплощает годами.
Произведения Казаряна от имени советских руководителей преподносились президентам, премьерам, генсекам разных стран и членам королевских фамилий. А сам он — один из трех самых искусных микроминиатюристов в мире.
"Липецкая газета". И. Неверов