Декан факультета экономического регулирования и международных экономических отношений Армянского государственного экономического университета Атом Маргарян в беседе с Tert.am коснулся нынешней ситуации на валютном рынке Азербайджана, отвечая на вопрос о том, действительно ли подобные факторы риска существуют в Армении, а также, говоря о меди и цветных металлах, он сказал: «Если эти факторы будут продолжительными на протяжении всего года, то правительство пересмотрит сферу по части расходов (бюджет)».
- В Азербайджане начались валютные сотрясения: доллар, евро либо вообще не продаются, либо эти операции строго ограничены, и это сопровождается акциями протеста социального характера, которые грозятся перерасти в социальный бунт. С чем Вы связываете эту ситуацию в Азербайджане на фоне сравнительной стабильности на валютном рынке в других государствах Южного Кавказа?
- Объяснения, конечно, связываются в первую очередь с падением цен на нефть. Можно сказать, что за последние 1-1.5 года Азербайджан манат находился под сильным давлением. Если взять динамику падения цен на нефть – со $100 до $30, то можем зафиксировать, что сегодня и резервы Центрального Банка Азербайджана, и ресурсы нефтяного фонда формируются за счет нефти или на полученных от продажи нефти доходах, что составляет около 97% экспорта Азербайджана.
Естественно, что четырехкратное падение цен на нефть должно было повлиять на азербайджанский манат, и еще в феврале прошлого года Центральный Банк Азербайджан почти что на 48%, почти наполовину, подверг девальвации манат, один доллар стоил 0.78 манатов, и в этих условиях курс маната был снижен примерно на 1.1, и эта ситуация была сохранена до конца года.
А в конце декабря, можно сказать, что манат уже обрушился, когда Центральный Банк Азербайджана вынужден был установить курс в 1.55 манатов за 1 американский доллар, можно сказать, что сложно сохранить ситуацию, тем более, что за последний месяц спад цен на нефть привел к действительно серьезной ситуации.
И, естественно, требование по отношению к доллару возросло, и рост цен был зафиксирован как на валютном, так и на рынке товаров. Это, по моему мнению, вызвало панику, которая в последние дни заставило ЦБ Азербайджана закрыть обменные пункты. И сегодня можно сказать, что в Азербайджане существует два курса – официальный курс маната – в районе 1,56, другой – курс черного рынка, где доллар стоит в районе 2.5-3 манатов.
- Если Армения является не имеющей и не экспортирующей нефть страной, означает ли это что никакой фактор на нас не влияет, особенно, если иметь в виду, что Федеральная резервная система США повысила процентную ставку доллара?
- В целом, можно сказать, что Армения находится на другой половине поля. Если сравнивать, основным источником стабильности драма для Армении являются частные трансферты, поступления от экспорта также, но основными, как известно, являются частные денежные переводы. В основном, из России, поскольку более 80% в общем объеме являются денежными средствами армян, работающих в РФ. Эти трансферты переводятся в Армению и посредством одной части сформированы бюджеты семей, что, в свою очередь, стало составляющей платежеспособного спроса. Вторая часть - Центральный банк, который благодаря плавающему курсу драма или, можно сказать, достаточно жестким регулировкам в определенном коридоре, одним из которых является установление высоких ставок рефинансирования, действительно смог сохранить стабильность драма. Но нынешняя ситуация такова, что давления действительно растут, а тенденция инфляционных давлений отрицательна. Таким образом, возможно, в ближайшие недели или месяцы, эволюционная девальвация драма было бы очень правильной, что помогло бы избежать подобных ценовых сотрясений или резких скачков цен на товары, которые, как мы видим, происходят сейчас в Азербайджане.
http://www.tert.am