Причин для обвала национальной валюты, как это произошло с нашими соседями по региону, в Армении нет, считает экономический обозреватель Ара Меликсетян.
Армения так же, как и весь мир, затаив дыхание,следит за мировыми ценами на нефть. Наш интерес к этому процессу, если следовать логике Ара Меликсетяна, в любом случае опосредован. Он не таков, как в странах постсоветского пространства, которые озабочены резким падением цены на нефть, потому что они сами добывают и продают нефть на мировом рынке энергоносителей.
Понятно, конечно, что значимая часть доходов армянского населения обусловлена состоянием российского рубля, который, в свою очередь, зависит от цены на нефть. И армяне, живущие на трансферты из России, куда на заработки уехали в основном мужчины, каждый день начинают утро с внимательного изучения курса обменных пунктов, чтобы узнать соотношение драма к рублю. А вот вечером уже внимательно слушают российские выпуски новостей и ужасаются падению цен на мировом рынке энергоносителей.
"На мировом финансовом рынке ситуация складывается так, что тот самый кризис, о котором все говорили, фактически уже наступил. И как бы парадоксально это не звучало, Армении сейчас следовало бы радоваться тому, что у нас нет нефти, и нам нечем торговать на международном рынке энергоносителей. Именно это обстоятельство и спасает нас от тяжелой финансовой ситуации, в которой оказались, скажем, Азербайджан, Казахстан или та же Россия", — говорит Меликсетян.
Курс российского рубля за очень короткое время упал более чем в два раза, а это тяжелый удар для экономики страны, ориентированной также на экспорт нефти и нефтепродуктов.
Понятно, что большая часть населения Армении, живущая за счет российский частных трансфертов, понесла в последнее время определенные потери. Зато курс национального драма стабилен, в отличие, к примеру, от азербайджанского маната или казахстанского тенге. И это, как отмечает Меликсетян, вселяет надежду на то, что наша экономика сможет преодолеть кризисный этап с минимальными потерями.
Дело в том, что курс нашего национального драма достаточно жестко привязан именно к американскому доллару, который от мировых цен на нефть не зависит. И соотношение к тому же российскому рублю определяется через американскую валюту.
Не будем забывать, что российский газ мы закупаем именно за доллары. И даже при крупных государственных и коммерческих закупках в рублях, на межбанковской бирже российская валюта приобретается опять-таки посредством американских долларов.
"В любом случае статья по продаже нефти в нашем списке экспорта и поступлений в бюджет отсутствует начисто. Другое дело, что кризис не мог не затронуть те пункты экспорта, которые в нашем списке есть. Подешевели на мировом рынке, например, медь или вольфрам… В любом случае падение цен на цветные металлы на международном рынке хоть и наблюдается, однако с тем, что творится с ценами на нефть и нефтепродукты оно даже в сравнение не идет", — отмечает экономический обозреватель.
Ну а тем жителям, у кого доходная часть семейного бюджета состоит из трансфертов из России, следует лишь рассчитывать, что падение цен на нефть не вечно.
Да и Российская Федерация, наверное, не даст своему рублю обесцениваться до бесконечности. Тем более, что ряд товаров российского производства на нашем рынке ощутимо подешевел.
Арман Ванескегян, Sputnik