Геворгу Авджяну исполнилось 75 лет. Возраст, когда все чаще обращаются в прошлое. Стараясь найти в нем опору, проверенные временем истины, необходимые в настоящем.
Авджяну есть, что вспомнить.
Еще в 1966 году замечательный армянский поэт Георг Эмин, дважды лауреат Государственной премии СССР, написал в предисловии к подборке стихов своего молодого собрата: «Больше всего ему по-моему удаются короткие стихи-этюды о природе, любви, матери, об Абхазии, Армении»…
Геворг Авджян родился в маленьком абхазском селе, одном из тех, куда волной хлынули амшенские армяне из Турции, спасаясь от геноцида. Дед поэта Ованес, как рассказывает Авджян, завещал: «Любите благодатный край, приютивший нас»…
Но и без напутствий деда, сельского сазандара, Геворг с малолетства проникся любовью к прекрасной природе, чутким вниманием к людям, живущим на Черноморском побережье Кавказа.
Из стихотворения «Речка»:
« Хочу я у тебя учиться
Опять мальчишкой стану я
И будет вечно песня чистой,
Как эта чистая струя».
Молодого поэта заметили в Армении. Одна за другой в Ереване выходят его книги: «Весенний зов», «Солнце в море», «Родник Амшена», «Синий дождь».
Семидесятые - начало восьмидесятых… Это было время расцвета национальной поэзии и не декларируемой, а настоящей дружбы деятелей литературы и искусства разных народов.
В Дом творчества в Пицунду и Гагры приезжали знаменитые российские поэты. Они с охотой встречались с молодыми литераторами, общались на равных. Не странно, что переводы стихов Геворга Авджяна сделаны советскими поэтами первой величины - Виктором Боковым, Риммой Казаковой, Инной Кашежевой.
Переехав из Абхазии в Сочи семья не изменила привычке к сельской жизни. Поселились вначале в Лоо, потом переехали в Молдовку Адлерского района. Молдовка - маленькая Швейцария. Не столько по ландшафту, сколько по числу людей разных национальностей, живущих рядом, по соседству - армяне, русские, абхазцы, молдаване, украинцы, греки.
Искреннее расположение, дружелюбие к людям других национальностей всегда присущее поэту Авджяну получило новый импульс. Он признается в интервью газете, напечатанном в начале 80-х: «Национальное восприятие - это другое видение многокрасочного мира. Этим надо дорожить».
Литературное объединение «Истоки», созданное при его горячем участии в Адлерском районе как раз и соединило поэтов совершенно разного «национального» колорита. Литобъединение процветало, часто его собрания проходили в живописной дельте пограничной реки Псоу, где располагалась База отдыха «Голубой факел», директором которой 20 лет был Геворг Авджян.
Уже в Сочи одна за другой выходят его книги: «Доброта», «Дорога счастья», «Рукопожатие», книги очерков: «Мы друг без друга сироты», «Генерал из Сочи», «Подвиг».
Авджян печатается в местных газетах, часто выступает по телевидению со своими стихами и публицистикой. Темы его творчества и дело жизни остаются прежними. Он с настойчивостью утверждает: цель поэзии – воспитание национальной гордости, которая ничего общего не имеет с «национальной спесью».
В 80-е – 90-е годы появляется много стихотворений, посвященных исторической родине Армении. Их можно обобщить одним четверостишием:
«Я иду к родникам,
По ущелью, где камни
Я, наверное, сам
В очень близком родстве
С родниками».
В это же время в Сочи возникает объединение амшенских поэтов и художников «Зартонк» и издается газета «Луйс Амшени». Самобытное творчество одаренных поэтов, чьи предки переселились на Черноморское побережье из исторической области Амшен, их восприятие жизни были открытием. За несколько лет существования объединения была собрана целая картинная галерея художников и написано немало пламенных строк о родине прошлой и нынешней, о природе, любви, «о времени и о себе».
Незаметно иссякла всеобщая тяга к поэтическому слову, дававшая поэтам простор и стимул творить вплоть до восьмидесятых годов прошлого века.
Теперь выход книг, даже талантливых и достойных – дело затратное. Литературные сообщества распадаются, газеты теряют тиражи. Непростое время для поэзии, которой Геворг Авджян отдал, без преувеличения, шестьдесят лет жизни. Ведь первые стихи он написал четырнадцатилетним для школьной стенгазеты сочинского села Верхняя Беранда.
Впрочем, у Авджяна всегда была еще одна опора и надежда – семья. Почти каждое из стихотворений его сборника: «Дорога счастья» - с посвящением либо матери – Назик, либо погибшим на войне братьям отца и ему самому, доблестному воину, не вернувшемуся с полей сражений. Детям – Надежде, Рафу и Тамаре, внукам. И, конечно же - ей. Жене Анаит, с которой в мае месяце они «сыграли» золотую свадьбу.
Кому еще доставались такие нежные признания!
«В глазах твоих ясных
Я вижу весну,
Ты вносишь в жилище
Садов тишину…»
Юбилейное торжество по случаю 75-летия Члена Союза писателей Армении и России Георга Енофовича Авджяна было шумным, полным музыки и пламенных речей. Те, кто знает его поэзию, любят ее. Автора же – в особенности.
Невозможно не ценить дар искреннего расположения к людям и не иссякающего с годами оптимизма. Его - внука сельского музыканта – сазандара, сына самодеятельного певца, поэта и человека: «жизнелюбивого, светлого, как утреннее море» - по признанию одного из друзей, российского писателя.
Натэлла СААКОВА