В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
РЕЖИССЕР ЛЕНТЫ - ТЕРРИ ДЖОРДЖ, ИЗВЕСТНЫЙ МИРОВОМУ ЗРИТЕЛЮ ПО ОСТРЫМ политическим кинолентам "Отель "Руанда" и "Во имя отца". В картине снялись голливудские звезды первой величины: Кристиан Бэйл, Оскар Айзек и Шарлотт Ле Бон. Фильм - совместное производство США и Испании, а главным продюсером его выступил Кирк Керкорян, к сожалению, не успевший увидеть свое кинодетище. Специалисты утверждают, что картина будет претендовать на премию "Оскар-2017" и, может быть, даже сразу в нескольких номинациях.
Международный фестиваль в Торонто - один из самых престижных кинофестивалей мира. Он проводится в Канаде с 1976 года, и первое его название "Фестиваль Фестивалей". Первоначально он принимал картины, ранее уже представленные на других кинофестивалях мира, а местом проведения форума был канадский город Йорквилл. Впоследствии кинофестиваль перенесли в Торонто - в один из крупнейших городов страны. Начало кинофестиваля в Торонто по традиции приурочено к первому понедельнику сентября, когда в Канаде празднуется День труда.
В деловой части Торонто устанавливают 37 больших экранов, на которых и идет показ фильмов, представленных на конкурс. К участию в конкурсе принимаются и ретроспективы, и кинокартины, снятые на американской киностудии "Голливуд", канадские фильмы, киноленты из стран Азии, Африки и Южной Америки. Для многих кинокартин участие в кинофестивале в Торонто является своего рода разминкой перед номинированием на самую престижную кинопремию - "Оскар". Благодаря последовательной инвестиционной деятельности и продвижению фестиваль в Торонто превратился в жизненно важный компонент маркетинговой машины Голливуда. Главный приз кинофестиваля достается полнометражным игровым кинофильмам. А приз зрительских симпатий выдается победителю по итогам рейтинга, который удается набрать той или иной киноленте.
ДЕЙСТВИЕ НОВОЙ КАРТИНЫ РЕЖИССЕРА ТЕРРИ ДЖОРДЖА "ОБЕЩАНИЕ" развивается в самый разгар Первой мировой войны - в 1914 году. Это сложное, беспокойное время, когда Османская империя переживает глубокий кризис, несмотря на утопические планы политических лидеров построить "Великий халифат" и наконец-таки покончить с христианским населением страны. Перед нами Константинополь - вечно бурлящий, вибрирующий город, с самыми разными культурами, буйством красок, напоминающий безумный, хаотический круговорот. Именно здесь перед зрителями предстает один из главных героев ленты - Майкл Погосян (в исполнении актера Оскара Айзека), студент факультета медицины, который мечтает выучиться на врача и внедрить инновационные способы современной медицины там, где он прежде жил, - в своей родной деревне Сирун в южной части Турции. Там, где христиане и мусульмане жили бок о бок веками. Сюда же, в Константинополь, приезжает и фотожурналист именитого международного информационного агентства Associated Press Крис Майерс (Кристиан Бэйл), который намерен делать фоторепортажи, освещающие геополитические реалии региона. Приезжает не один, а с богемной художницей Анной из Парижа (Шарлотт Ле Бон), наполовину армянкой.
Именно здесь, когда Анна случайно встречается с Майклом, перед нашими глазами созревает любовный треугольник. Зов армянской крови роднит Анну с Майклом больше, чем какое-либо романтическое чувство. История любви, чести и долга разворачивается на фоне масштабных событий Первой мировой войны, когда Турция становится верным соратником Германии и решает наконец-таки покончить со всеми этническими и религиозными меньшинствами, проживающими внутри своей страны. В первую очередь - с армянским христианским населением. Грядет кровавый 1915 год - одна из самых скорбных и горьких страниц нашей истории...
А ТЕПЕРЬ ПОПЫТАЕМСЯ СДЕЛАТЬ МИНИ-ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КИНОПРЕССЫ, которая осмыслила новое эпическое кинополотно, даже несмотря на свои кинематографические недостатки, сумевшее тем не менее вывести тему Геноцида армян на новый уровень, вбирая в себя как национальный аспект, так и ее общечеловеческое, универсальное звучание. Джон Дефор из издания The Hollywood Reporter считает, что после темы Геноцида в Руанде (фильм "Отель "Руанда") режиссер Терри Джордж возвращается к аналогичной теме, но уже к теме Геноцида армян, однако раскрывая ее на популярном материале любовного треугольника. Он пишет, что фильм этот начинается как повествование о запретной любви, когда война разделяет действующих лиц любовной истории.
Рецензент особенно отмечает драматургическую основу картины – сценарий динамичный, полный различных действий и происшествий, где придумана человеческая история, которая сталкивается с ужасами и абсурдами войны. Он также отмечает актерскую игру, которая порой спасает положение, – если бы актеры не смогли сыграть своих персонажей на уровне, то есть разыграть всю историю от начала до конца, то в заданных рамках жанра основная сюжетная линия и, следовательно, развязка ленты стали бы тривиальными, примитивными и легко предсказуемыми. Опять же сравнивая эту ленту с предыдущим фильмом постановщика "Отеля "Руанда", рецензент видит ее не без изъянов, но впечатляющей и выносит "Обещанию" приговор: "пирожное причудливой формы".
Сравнение "Обещания" с пирожными продолжает и колумнист Бенджамен Ли из издания The Guardian, проводящий параллели с другими аналогичными американскими картинами, где любовная история преподнесена на фоне исторических событий, - "Титаник", "Перл Харбор" и "Помпеи". Ли отмечает: "Конечно же, хотелось бы, чтобы исторические события и, естественно, основная тема фильма - Геноцид армян - показывались более обстоятельно, с емкостью и глубиной". Тем не менее эту попытку режиссера автор оценивает как удавшуюся эпическую драму, с хорошей идеей и воплощением. Если не обращать внимания на то, что история все-таки несколько сентиментальна.
А вот что пишет Адам Четвуд из издания Collider: "Это содержательный исторический фильм, но в то же время старомодная драма". Сравнивая фильм с "Английским пациентом" Энтони Мингеллы, Четвуд отмечает мелодраматическую линию, которая делает картину действенной, но излишне эмоционально окрашенной. По его оценке, сегодня зрителю нужны не выдуманные эмоции из романтических мыльных опер, а правдивые человеческие истории и переживания, демонстрирующие реальность вокруг нас в своих самых разнообразных проявлениях.
Мария Токмаджян, "Голос Армении"