Она рождалась на наших глазах. Официальная дата рождения - 28 января 1992 года. 25 лет назад правительство приняло решение "О Министерстве обороны Республики Армения". К тому времени определенные шаги уже были сделаны. В сентябре 1990 года был сформирован Ереванский особый полк, а в Арарате, Горисе, Варденисе, Иджеване и Мегри образовано 5 рот. В 1991 создали Госкомитет по обороне при Совете Министров. Похожая структура уже действовала в Арцахе. 5 декабря 1991 года первым министром обороны назначили Вазгена Саркисяна, 28 января 1992 было создано Министерство обороны. А в мае 1992 начался первый призыв на воинскую службу.
ЭТИ НЕСКОЛЬКО СТРОК ДОСТАТОЧНО ГЛАДКО ХАРАКТЕРИЗУЮТ НАЧАЛО 25-летнего пути Вооруженных сил РА. Но современники событий помнят, что не все складывалось так просто. Знают, что аодовское руководство запаздывало с созданием армии (была произнесена тогда сгоряча глупая фраза: "Наша сила в нашей слабости"). Сегодня "отцы-основатели" открещиваются от нее. С еще гораздо большим опозданием была введена национальная валюта, что обернулось для страны тяжелыми финансовыми последствиями. А без армии мы вообще не выжили бы, не сумели бы защитить свою землю от опередивших нас в строительстве армии беспокойных восточных соседей. Добавлю, что запасов вооружения на территории Азербайджана было больше, чем в Армении и Грузии вместе взятых, и оно уже начинало работать против нас вместе с бесхозными наемниками из контингента советских вояк.
...Буквально за день-два до 28 января азербайджанцы атаковали из Шуши село Каринтак. Три сотни бойцов при поддержке бронетехники решили стереть это гнездо "экстремистов" с лица земли. Защитники села закрепились на подступах. Есть легенда (или быль) о том, что они молили небо о тумане, который позволил бы им успеть эвакуировать детей и женщин. И туман на час окутал местность. А потом немногочисленный отряд принял бой, который длился 12 часов и завершился победой благодаря силам, подоспевшим из Степанакерта. Это было 27 января 1992 года. Четверть века назад.
За это время утекло много воды, произошло много сражений, погибли герои, о которых не все помнят. Написана история Арцахской войны, в которой, как и во все времена, вклад разных командиров и бойцов представлен неоднозначно. Есть люди, чьи заслуги в становлении боеспособной армянской армии, разработке и руководстве военными операциями неоспоримы. Это генералы Норат Тер-Григорянц, Кристофор Иванян, Анатолий Зиневич, Грач Андреасян, Гурген Далибалтаян, Аркадий Тер-Тадевосян и другие. Останутся в истории Аво (Монте Мелконян), остановивший мощную атаку врага в судьбоносный миг под Мартуни, Ашот Гулян, Леонид Азгалдян и другие командиры. А сколько солдат ушло и не вернулось?! Сколькие стали инвалидами, сколькие, вернувшись, остались без средств к существованию, не вписались в декларированные рыночные реальности бытия, где многое (и история войны) стало переписываться в угоду правящим, всяким там "вождям", "спарапетам" и "зораварам", подчищающим и редактирующим свои промахи, ошибки и преступления.
В ХРОНИКЕ ТОЙ ЖЕ ВОЙНЫ НЕ ЛЮБЯТ ВСПОМИНАТЬ ПАДЕНИЕ АРЦВАШЕНА. На сайте Минобороны написано, что этот армянский анклав был оставлен после 4-дневных ожесточенных боев. Не углубляясь в вопрос, можно ли было удержать село, добавлю, что за день до сдачи министр обороны был там, во всеуслышание заявил, что Арцвашен был и останется армянским, а потом спешно покинул позиции, чтобы через несколько дней в телевыступлении заявить, что в сдаче Арцвашена прежде всего виноваты ... арцвашенцы, мирное население. Этот бред повторили в эфире еще раз. Помните? А фамилию министра напомнить или догадались?
Он еще потом, оставшись без должности, кинул клич, решил собрать полк смертников. Собрал батальон, который по официальной версии сыграл важную роль в Арцахе. Между тем в мемуарах командующего Армии обороны НКР Самвела Бабаяна "Победы - как они были. Позывной - 44" деликатно отмечается, что созданный в середине августа 1992 батальон из-за плохого знания местности, тактических нюансов и иных причин понес потери в 70 человек, после чего уже в сентябре был расформирован, бойцов распределили по другим подразделениям, "где они героически сражались". То есть как отдельная единица батальон себя не зарекомендовал. К чему же плодить мифы?! У нас и без того хватает "паркетных храбрецов".
Кстати, о мифах. В последнее время все более употребительной становится фраза о вековой дружбе армян и иранцев. Ничего не имея против взаимовыгодного сотрудничества с соседями, напомню все же, что рано еще измерять веками эту дружбу. Еще позавчера Хачатур Абовян был иного мнения, и очень многие до него. А исследователям сегодняшних реалий напомню, что в ходе Арцахской войны одно из тяжелых наших поражений под Горадизом произошло из-за того, что азербайджанские части перешли Аракс, продвинулись по иранской территории на запад, еще раз перешли, теперь на левый берег, и ударили нам в спину. Иран как-то всего этого не заметил... А еще не заметил, как самолеты азербайджанцев, нарушая иранское воздушное пространство, сбросили бомбы на армянскую территорию. Причем даже не в НКР, а в РА. А мы уже клянемся друг другу в вековой дружбе.
Вот не хотел я напоминать о конкретных фактах из недавней войны, хотел ограничиться искренними, но дежурными поздравлениями нашим славным мужчинам и ребятам в военной форме. Не получилось. Все вышеперечисленное, однако, никак не вызвано желанием кого-то похвалить, а кого-то обругать. Все это было и все это нам нужно знать и помнить. Чтобы учиться на ошибках и стать сильнее.
С праздником, с нашим общим праздником, вчерашние, сегодняшние и завтрашние защитники Родины! Если враг полезет, мы обязательно вернем ему апрельский должок. Пусть это знают все.
Александр Товмасян, "Голос Армении"