Английский теоретик права XIX века Джон Остин утверждал, что если большинство населения полно решимости избавиться от ненавистных властей и для этого готово терпеть репрессии, тогда мощь режима, включая тех, кто его поддерживает, не спасет власть. Остин заключает, что борющийся народ невозможно вернуть к постоянному подчинению и покорности.
Более того, в политологии принято считать, что если за оппозицией стоит 10% бескомпромиссно настроенных граждан, возникает так называемый эффект "цепной реакции" ее поддержки. Причем не только среди неопределившихся людей, но и среди сторонников власти.
НЕ ПРИХОДИТСЯ СОМНЕВАТЬСЯ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ АРМЕНИИ ПОЛНО РЕШИМОСТИ избавиться от предательской власти Пашиняна и, если потребуется, готово терпеть репрессии, а оппозицию поддерживает несколько десятков процентов бескомпромиссно настроенных сторонников. Казалось бы, в подобной ситуации Пашиняна не сможет спасти выстроенная им оборонительная линия Маннергейма, помноженная на линию Мажино, Зигфрида и Атлантический вал. Этого все ждали, на это надеялись.
Однако ничего не происходит, Пашинян продолжает удерживать власть и ведет страну к окончательной катастрофе. К сожалению, оппозиция пока так и не смогла воспрепятствовать этому губительному процессу. Впрочем, а чего можно добиться одними лишь речами с парламентской трибуны, раздачей интервью и "скрупулезными анализами" ситуации?
Стремление к скрупулезности в прямом смысле этого слова - занятие довольно бессмысленное и вредное. Scrupulus (лат.) - камешек, попавший в сандалии и коловший ступни древних римлян. Изучать расположение двух камешков в сандалиях они считали делом бессмысленным, полагая, что надо просто разуться и вытрясти обувь.
Пашинян тем временем продолжает вести свою антинациональную политику, будет сдавать врагу все новые территории, выполнять все требования Алиева и Эрдогана, открывать один "коридор" за другим, принимать в Армении сотни тысяч "азербайджанских беженцев" и многое другое, губящее страну. И все это из-за необъяснимой пассивности оппозиции. Тезис о зачистке властью Пашиняна политической поляны - после чего оппозиция сделалась столь беспомощной, а могла бы быть могучей - не вполне учитывает, что вода дырочку найдет, и брешь в любой плотине может быть пробита.
Правда, риторика оппозиции остается довольно решительной. Как утверждает представитель Верховного органа АРФ "Дашнакцутюн", депутат от блока "Армения" Ишхан Сагателян, оппозиция не намерена отказаться от уличной борьбы. "Оппозиция готовится к борьбе, и наша задача заключается не в подготовке к очередным парламентским выборам 2026 года. Потому что к этому времени Пашинян приведет страну к новой катастрофе и трагедии. Необходимо сделать все, чтобы до этого времени добиться смены власти", - заявляет Сагателян.
Что же касается внеочередных выборов, то, по убеждению оппозиционера, "во внеочередных выборах заинтересованы власти, положение которых со временем будет только ухудшаться с точки зрения общественных настроений. Кроме того, это требование Алиева".
Если оппозиция намерена добиться смены власти до очередных парламентских выборов 2026 года, а внеочередные выборы выгодны только Пашиняну (хотя, где он собирается победить на выборах, в какой стране?), НС никогда не проголосует за импичмент премьеру, то единственной возможностью избавиться от предательского режима остается уличная борьба.
ДАННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ И БАГРАТ СРБАЗАН, КОТОРЫЙ ЗАЯВИЛ В СУББОТУ: "Два раза мы потерпели неудачу, не смогли достичь результата. Когда мы на этот раз выйдем на улицу, обязательно удалим власть зла. Нам необходимо устранить их, чтобы освободить место для истины и справедливости. Решения для этого являются политическими".
И действительно, альтернативы уличной борьбе фактически нет. Терпимость к злу ничем не отличается от прямого сотрудничества с ним. Одной обороной войну не выиграешь. Безусловно, необходимая оборонная тактика должна быть дополнена задачами наступательными. Пассивное ожидание - это самоубийство.
Не говорим уже о том, что у внутриполитической борьбы есть непреложные законы, и один из них гласит, что мобилизованная армия должна воевать. Нельзя, произведя мобилизацию, удовлетворенно отметить успех мероприятия и перейти к другим вопросам повестки дня. Нельзя, потому что развернутая армия, не имеющая боевой задачи, неминуемо разлагается.
Оппозиции необходимо делать все, чтобы по возможности увеличить число своих сторонников. Ведь исход борьбы с ведущим к окончательной катастрофе страну и народ режимом зависит в первую очередь от количества людей, вышедших на улицу и участвующих в мирных акциях гражданского неповиновения.
Именно в мирных акциях, ибо даже ограниченное насильственное сопротивление режиму в ходе кампании гражданского неповиновения принесет только вред, так как сдвинет борьбу в область, в которой диктатор имеет подавляющее преимущество в лице силовых структур и мощной репрессивной машины. Однако слово "мирный" вовсе не означает, что нужно говорить шепотом. Чтобы услышал Бог, не обязательно возвышать голос. Чтобы услышали власти - надо говорить громче и чаще.
Ну и, конечно, необходимо снова попытаться объединиться, ибо оппозиция сегодня - позволим себе еще немного политической грусти - разобщена как никогда. Отчасти это объясняется особенностью отечественной политической жизни, где наблюдается истерически огромное число партий и организаций. В сущности, радоваться тут нечему, поскольку это говорит, скорее, о растерянности страны и неумении ее граждан понимать друг друга, чем о шикарной палитре здравомыслия.
Если объединенная оппозиция выведет граждан на улицу и продержится там хотя бы две-три недели, режиму Пашиняна придет конец. В этой ситуации власть может одержать некоторое количество тактических побед, но все равно она будет обречена.
Я прекрасно отдаю себе отчет в банальности моих советов; но банальность почти синоним необходимости. Нет ничего банальнее, скажем, хлеба или воды. Но попробуйте обойтись без них.
Гагик Мкртчян, "Голос Армении"