Прошедшая в Страсбурге зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы может стать без преувеличения поворотной как для самой структуры, так и в целом для европейских организаций. Понадобились несколько шокирующих докладов, десятки публикаций в различных СМИ, арест одного из фигурантов и его признания, а также обращения международных организаций и активистов из самого Азербайджана, чтобы ассамблея наконец поняла: дальше так продолжаться не может.
СЕССИЯ НАЧАЛАСЬ И ЗАВЕРШИЛАСЬ НА НОТЕ КОРРУПЦИОННЫХ скандалов и требований независимого расследования фактов, содержащихся как в исследованиях Европейской инициативы стабильности (ESI), так и в показаниях Луки Волонте в рамках возбужденного прокуратурой Милана уголовного дела, связанного с подкупом итальянца двумя азербайджанскими депутатами. Примечательно, что на зимнюю сессию последние не поехали. Что, однако, не помешало скандалу развернуться уже не на сайте ESI и страницах СМИ, а в стенах самой ПАСЕ. Причем развернуться не только в виде заседаний, обращений и требований, но и наглядно: в лице новоиспеченного фигуранта икорной дипломатии - главы делегации Украины Владимира Арьева и его политических инсинуаций в докладе на тему "Нападения на журналистов и свобода прессы в Европе".
"ГА" достаточно подробно освещал ход сессии, посему остановимся сегодня на другой теме. А именно: удастся ли ПАСЕ скинуть с себя ярлык насквозь коррумпированной структуры, фактически контролируемой подкупленными Азербайджаном депутатами во главе с председателем ассамблеи Педро Аграмунтом, чье активное участие в грязных бакинских играх давно доказано? Удастся ли честным и принципиальным политикам, каковые, несомненно, имеются в рядах ПАСЕ, преодолеть сопротивление любителей икры и нефтедолларов и искоренить икорную дипломатию Азербайджана и Турции, которая омерзительным вирусом расползлась не только в ПАСЕ, но и в ЕС, а также среди сенаторов и конгрессменов США? Ответ на этот вопрос, к сожалению, отнюдь не однозначен.
Почти 4 года назад ESI забила тревогу, подготовив доклад о царящей в ПАСЕ повальной коррупции, оставшийся, однако, гласом вопиющего в пустыне. Более того, икорная дипломатия продолжала расцветать: в 2013 продавшиеся бакинским властям депутаты загубили доклад немецкого депутата Кристофера Штрассера о политзаключенных в Азербайджане, развязав руки Алиеву в беспределе и установлении полной диктатуры внутри страны. Однако нельзя забывать о том, что плоды этой отвратительной заразы первыми почувствовали на себе Армения и Арцах: еще в 2005 году английские депутаты Дэвид Аткинсон и Терри Дэвис подготовили резолюцию, от которой за версту пахло нефтью и икрой. С тех пор грязные инсинуации вокруг Арцаха в ПАСЕ не прекращаются: последним их проявлением ровно год назад стали доклады британца Роберта Уолтера и боснийки Милицы Маркович, а прямым следствием принятого отчета последней явилась апрельская агрессия Азербайджана. О преступных связях Маркович с бакинскими властями также говорилось немало. Но ПАСЕ продолжала молчать.
И ЛИШЬ НА НЫНЕШНЕЙ СЕССИИ, НА ФОНЕ НЕУТИХАЮЩИХ СКАНДАЛОВ И РАЗОБЛАЧЕНИЙ, неоднократных призывов авторитетных международных организаций расследовать историю с провалом доклада Штрассера и требований азербайджанских активистов депутаты ПАСЕ решились действовать. Однако даже в этих позорных для европейской структуры условиях Педро Аграмунт, чье имя фигурировало не в тексте, а в названии одного из докладов об икорной дипломатии, вновь стал председателем ассамблеи. И даже в этих условиях он весьма неохотно реагировал и давал ход обращениям и требованиям, тем самым еще более очевидно выказывая собственную вовлеченность. Итогами сессии стали заявление Комитета ПАСЕ по институциональным вопросам, осуждающее факты коррупции среди депутатов и выражающее твердое намерение расследовать и дать им соответствующую оценку, а также обращение 60 депутатов, подписавших декларацию с призывом к членам ПАСЕ потребовать ответа от руководства ассамблеи. В обращении содержится также требование "немедленно учредить полностью независимую структуру для беспристрастного расследования всех утверждений о неподобающем поведении или коррупции, которые, возможно, имели место в работе ассамблеи в последние годы".
Педро Аграмунт сохранял стоическое молчание все 5 дней сессии. И лишь в последний день он заявил, что разговоры о коррупции - "вопрос чести" для ПАСЕ. Оставим в стороне вопрос о том, что такое честь в представлении заядлого взяточника. Но невозможно обойти другой, куда более тривиальный вопрос: а судьи кто? Ведь, несмотря на заявленную решимость расследовать икорную дипломатию, состав ассамблеи остается все тот же - со множеством купленных Азербайджаном на корню членов, которым абсолютно не выгодно разоблачение коррупции, то есть самих себя. Вместе с тем евродепутаты упорно оставляют без внимания действия Баку в карабахском направлении, в котором столь же очевидна коррупционная составляющая. Дело чести армянских депутатов -настаивать и постоянно акцентировать внимание на этом компоненте икорной дипломатии, который Баку, без сомнения, будет продвигать и дальше.
МЕЖДУ ТЕМ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ДО СМЕШНОГО ПРИМИТИВНО ПЫТАЮТСЯ увести скандал в другом, конечно же, армянском направлении, стараясь и в этом вопросе создать искусственный порочный паритет. Воры, у которых от очевидности фактов и неизбежности дальнейших разоблачений горят не только шапки, но и головы, не нашли ничего лучшего, как придумать некую "коньячную дипломатию". Убожество азербайджанской пропаганды проявилось в этом вопросе во всей красе, ибо слухи эти раздувает не кто иной, как... клиент икорной дипломатии - Арьев. Тот самый, который ранее отличался резкой критикой алиевского режима, однако уже в декабре прошлого года внезапно "прозрел", причем настолько, что обнаружил в себе азербайджанские корни в лице бабушки с фамилией Ренжиглова (http://haqqin.az/news/88002). Вряд ли сей господин и его бредни нуждаются в пристальном внимании с нашей стороны, посему отметим, что несколько докладов ESI с мощнейшей доказательной базой плюс масса публикаций в европейской прессе, уголовное дело и детальные признания одного из взяточников, призывы международных организаций и т. д., и пр. - против глюков одного Арьева о том, что якобы "армяне бегали за ним с коньяком". Право же, даже азерпроп не всегда выглядит настолько беспомощно и жалко в своих бесполезных потугах обвинить армянскую сторону в том, во что сам вляпался по самое...
Возвращаясь к Совету Европы, отметим, что дальнейшие развития станут экзаменом не только для самой ассамблеи, но и для всей европейской демократии и системы ценностей. Слишком глубоко запущены щупальца разврата и продажности всего и всех, чтобы в одночасье покончить с этим опаснейшим злом. Но и альтернатива в виде угрозы полного развала основополагающих принципов демократии подстегивает, не оставляя выбора тем, кто все еще верит в торжество чести, совести и прав человека. Вопрос в том, остались ли еще таковые в Европе?
Марина Григорян, "Голос Армении"