Председательство Италии в ОБСЕ может стать именно тем недостающим обстоятельством, из-за которого организация недостаточно адекватно реагировала на геополитические межнациональные конфликты в Европе. Возможно, Италия окажется более честным и объективным арбитром, в том числе и в вопросе карабахского урегулирования.
ОБСЕ – всего лишь инструмент в руках стран, создавших эту организацию
Если говорить о значении самой ОБСЕ как площадки, на которой решаются какие-то спорные геополитические вопросы, то она себя зарекомендовала не с самой худшей стороны.
Понятно, что противоборствующие стороны в конфликтах, разворачивающихся, скажем, на Донбассе, в Приднестровье или же в Карабахе, всегда будут недовольны отношением организации. Ведь она откровенно старается действовать, исходя в первую очередь из принципа "и нашим, и вашим", а это не всегда правильно и честно. Вернее, почти всегда неправильно и нечестно.
И ставшее одним из самых распространенных трендов выражение о "слепых наблюдателях ОБСЕ" – это как раз объективная характеристика деятельности этой организации.
С другой стороны, межнациональные конфликты, спровоцированные Западом по всей Европе начиная с конца восьмидесятых годов прошлого века, изначально предполагают, что каждая из противоборствующих сторон стопроцентно уверена в своей правоте.
И работать в таких условиях, делая все возможное, чтобы удерживать ситуацию хотя бы на грани, не позволяя ей сорваться в открытую вооруженную конфронтацию – это действительно трудно. Порой даже невозможно.
Особенно когда тот или иной межнациональный конфликт становится геополитическим инструментом в руках сверхдержав, борющихся за свое влияние в том или ином европейском регионе.
Так что следует признать, что особых чудес в глобальной политике от ОБСЕ ожидать не стоит.
Дело не в том, что Германия плоха
С другой стороны, конечно, хотелось бы, чтобы организация делала бы качественно, честно и справедливо хотя бы то, на что способна. И в этом плане многое зависит именно от того, кто председательствует в ОБСЕ на том или ином этапе развития как общей политической ситуации в Европе, так и конкретного межнационального конфликта.
Вспомним, что в карабахском конфликте, например, конфронтация между противоборствующими сторонами достигла предельного обострения (вплоть до ведения военных действий) именно в 2016 году, когда в ОБСЕ председательствовала Германия.
Тогда организация оказалась далеко не на высоте, не сумев объективно и честно оценить случившееся в зоне карабахского конфликта. ОБСЕ не смогла остановить военные действия – это сделала Россия, которая более всех озабочена стабильной ситуацией на Южном Кавказе.
Но сейчас речь не об этом. В тот год вся Европа, в том числе и Германия и, следовательно, ОБСЕ были озабочены Украиной, и на карабахское урегулирование смотрели в некоторой степени сквозь пальцы. Чем и воспользовались силы, которых, исходя из их геополитических интересов, в какой-то момент устроила военная конфронтация на Южном Кавказе.
И следует признать, что председательство Германии в ОБСЕ было далеко не самым удачным. Речь не о том, что Германия плоха, а Австрия, которая председательствовала в 2017 году, хороша.
И уж тем более речь не о том, что Италия, занявшая с 1 января кресло председателя ОБСЕ, сумеет совершить чудо, и карабахский процесс резко перейдет в объективное и справедливое русло. Так в политике попросту не бывает – это знают все.
Будет ли ОБСЕ называть вещи своими именами и тех, кто нарушает режим перемирия
По карабахскому урегулированию ОБСЕ никакого судьбоносного вопроса решать все равно не будет. Наоборот, есть опасение, что в нынешнем году роль организации на международной арене ослабнет.
Не следует забывать, что ОБСЕ – лишь инструмент в руках тех стран, которые эту организацию создали. А сейчас, кажется, наступает этап, когда противостояние сверхдержав будет обостряться.
А это значит, что каждый из противоборствующих на мировой политической арене игроков будет, как говорится, "тянуть одеяло на себя". И к общему знаменателю в любом вопросе (карабахского урегулирования – в том числе) прийти будет еще труднее.
Единственная надежда на высказывание министра иностранных дел Италии Анджелино Альфано, занявшего место председательствующего в ОБСЕ, о том, что по замороженным конфликтам организация будет работать активнее и сделает все возможное, чтобы свои усилия в карабахском урегулировании активизировали также и страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ.
Следует учесть также, что и миссия США при ОБСЕ, и постпред России при организации Лукашевич положительно оценили намерение итальянской стороны уделять больше внимания замороженным конфликтам, и со стороны своих стран обещали возможное содействие.
Но самое главное – следует предположить (и хотелось бы надеяться), что в этом году ситуация в зоне карабахского конфликта еще более нормализуется. Хотя бы потому, что активизация Минской группы ОБСЕ означает, что увеличится и количество наблюдателей на границе, и отслеживать ситуацию на линии соприкосновения они будут гораздо внимательнее.
И даже может получиться так, что ОБСЕ наконец найдет в себе силы объективно оценивать конкретные случаи с нарушением режима перемирия на границе. Будет называть вещи своими именами, а также тех, кто первым открывает огонь…
https://ru.armeniasputnik.am/