Наш собеседник – главный редактор грузинского агентства Black Sea Press Гела Васадзе.
- Господин Васадзе, в конце декабря прошлого года Серж Саргсян побывал в Грузии, и на фоне визита была отмечена важность альтернативных Верхнему Ларсу путей через Абхазию и Южную Осетию. В какой мере это реально?
- До визита Сержа Саргсян о вероятности такой альтернативы заявил премьер-министр Грузии Гиорги Квирикашвили. Поэтому тема и актуализировалась. Хотя в официальных сообщениях она не затрагивалась, но наверняка обсуждалась. Заявление грузинского премьера было не праздным.
Но я, честно говоря, сомневаюсь в том, что в ближайшее время эту задачу удастся решить, потому что в грузинском обществе есть четко сформулированный дискурс по поводу того, что любое сотрудничество с оккупированными территориями означает удар по суверенитету. Правительство не может не считаться с этим.
Так что, любое заявление о намерениях сотрудничать с Абхазией или Цхинвальским регионом вызывает противодействие как со стороны общества, так и политических сил, и это понятно – в Грузии 300 тыс. беженцев, и эти люди явно не захотят, чтобы таким образом была легализована независимость Абхазии и Южной Осетии.
- Вы видите перспективы углубления армяно-грузинских отношений, учитывая подписание соглашения Армения-ЕС?
- Если мы говорим о транспортных коридорах, то предпочтительнее путь Батуми-Ереван-Иран, где Батуми может стать основным портом, через который могут проходить армянские грузы. Тут мы можем акцентироваться на ЕС. Да, у Армении нет соглашения о свободной торговле с ЕС, но есть соглашение о глубоком и всеобъемлющем сотрудничестве, в котором есть и экономический компонент. Думаю, Армении следует больше думать о развитии экономических отношений с ЕС. И в этом плане наличие дополнительных путей в Европу очень важно.
- Эксперты утверждают, что Армении и Грузии необходим долгосрочный договор о сотрудничестве. Является ли его отсутствие проблемой в двусторонних отношениях?
- Это, скорее, проблема властей обеих стран. Возможно, не стоит представлять это в качестве отдельного документа. И у Армении, и Грузии должна быть дорожная карта развития отношений. Если такой дорожной карты нет, что это плохая новость как для властей Армении, так и Грузии.
- Господин Васадзе, в Армении предстоит переход к парламентской системе правления и выборы премьера. Вы считаете Сержа Саргсяна уходящим президентом, или он вернется в качестве премьера?
- Думаю, Серж Саргсян – уходящий президент и будущий премьер. Позиции Сержа Саргсяна в Армении настолько сильны, что вряд ли кто-то посмеет бросить ему вызов. Что касается действующего премьера и его поддержки со стороны России, мне кажется, это какой-то фон для создания интриги. Я бы сказал, что позиции у Сержа Саргсяна железобетонные.
- А форс-мажоры возможны?
- Может произойти что угодно, но на данный момент я не вижу таких предпосылок. Кроме Сержа Саргсяна я пока не вижу никого на посту премьер-министра.
Сирануш Папян, Корреспондент "Лрагир"