В постновогодние дни в правительстве в очередной раз была озвучена озабоченность по поводу усыновления армянских детей иностранными гражданами. В очередной раз, потому что каждое наше правительство периодически высказывает опасения на сей счет и звучат подозрения: не исключено, что усыновленные дети за рубежом могут быть подвергнуты чему угодно, в том числе стать предметом торговли их органами.
В последний раз о ней заговорил и.о. Первого вице-премьера Арарат Мирзоян. Но на вопрос Н. Пашиняна, зарегистрированы ли такие факты, он ответил отрицательно, прибавив, что есть сведения, "повисшие в воздухе". Более предметно отреагировали глава СНБ А. Ванецян и генпрокурор А. Давтян, заявившие, что подобные факты не были зарегистрированы никогда. Лишь однажды был зафиксирован случай торговли ребенком. Правда, никаких подробностей в связи с этим не последовало.
После говорильни без конкретики, более присущей представителям общественных организаций, в прессе появились соответствующие материалы. Но уже через несколько дней и пресса, и общественность позабыли об этом. Однако с учетом актуальности темы, так или иначе периодически поднимаемой на самом высоком уровне, хотелось бы обратить внимание на некоторые обстоятельства.
Во-первых, вопрос, касающийся детей, поднимает не представитель гражданского общества, а именно вице-премьер, располагающий всеми рычагами исполнительной власти, достаточными не только для установления подлинных фактов, но и их скорейшего искоренения (если, конечно, что-то подобное все-таки происходило). В то же время все тот же Арарат Мирзоян спокойно заявляет, что, когда он раньше работал (опять-таки не конкретизируя, что имеет в виду), "распутать клубок" не смог.
Спрашивается, что еще сегодня нужно этому господину, чтобы в течение 8 месяцев получить внятную картину: является ли "висящая в воздухе" информация обоснованной и какие следует предпринять профилактические меры. Видимо, оппозиционный подход к нормальной работе сохраняется до сих пор.
Тут возникает несколько вопросов. Если все-таки есть подозрение, пусть даже необоснованное, то почему бы не поступить кардинально - не запретить просто-напросто усыновлять детей зарубежными усыновителями? Заметим, что усыновление такого рода у нас началось сразу после Спитакского землетрясения, когда несколько тысяч детей остались сиротами, а государство не имело возможности полностью решить проблему своими силами. Тогда усыновление за границу воспринималось не только как логичное, но и положительное явление. Но непонятно, почему этот процесс продолжается до сих пор и в ущерб гражданам Армении, желающим усыновить детей, но получающим отказ. Тем более что все-таки нет уверенности в том, что усыновленные дети не становятся предметом торговли органами.
И ЕЩЕ. КАК ИЗВЕСТНО, ПРАВИТЕЛЬСТВО СВОИМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОБЯЗАЛО посольства и консульства периодически осуществлять надзор по уходу за детьми и при малейших подозрениях на нарушения международных норм незамедлительно уведомлять органы власти. Нам известно, что до сих пор ни одно посольство или консульство подобных фактов не представило. Более того, периодически присылают документы, доказывающие, что зачастую усыновленные иностранцами больные дети полностью излечились и не имеют больше проблем со здоровьем.
Кстати, многим не вполне понятно, почему иностранцы очень часто предпочитают усыновлять больных детей с определенными проблемами со здоровьем. А в некоторых случаях с трудноизлечимыми и неизлечимыми болезнями. При этом, подчеркнем, никаких дополнительных льгот усыновление больных детей им не дает. Просто усыновление сирот в состоявшихся странах воспринимается как богоугодное явление. В то же время они не делают ставку на детей, что те в старости поднесут им стакан воды. В этих странах существуют соответствующие учреждения по уходу за стариками и никто не надеется обеспечить себе стабильную старость в кругу детей - своих или взятых.
Как бы то ни было, поднимая столь щекотливую тему, должностное лицо уровня А. Мирзояна, должно быть уверено в том, о чем говорит. По крайней мере он обязан представить сведения или факты, если они имеются, правоохранительным органам. И нам остается надеяться, что загадочный клубок будет распутан.
Лана Мшецян, "Голос Армении"