В последнее время в соцсетях стали активнее обсуждать тему происхождения азербайджанцев, нелепости применения этого термина к племенам, называемым ранее «кавказскими татарами» или «закавказскими турками», искусственности государственного образования под названием «азербайджан». В связи с этим стало интересно, что думают об этом сами азербайджанцы. Одна из версий происхождения азербайджанцев описана в статье, опубликованной на портале Voskanapat.info еще в 2011 году. Предлагаем вниманию читателей этот материал.
Оказывается, по соседству с нами обосновались потомки одноглазых циклопов. Нет, это не оскорбительная реплика. Если бы я хотел оскорбить, я бы написал – потомки безмозглых циклопов. Первое утверждение, кстати, тоже не мне принадлежит, это – вывод, к которому, после скрупулезного изучения истории тюркских племен, еще в 40-е годы прошлого века пришел азербайджанский ученый М. Рафили.
Недавно попала мне в руки интересная брошюра известных армянских иранистов Гарника Асатряна и Николая Геворкяна под названием «Азербайджан: принцип присвоения и иранский мир». Работа эта была опубликована еще в далеком 1990-ом году. На 18-ой странице этого весьма ценного исследования с удивлением обнаружил вывод азербайджанского доктора филологических наук.
Так вот, по мнению видного азербайджанского ученого М. Рафили, азербайджанцы происходят от циклопов. Данным открытием он поделился с читателями в своей статье «Культура азербайджанского народа до Низами», вышедшей в свет в 1947 году в Баку, в сборнике «Низами Гянджави» (страницы 26-45). Весьма примечательно, что азербайджанский ученый к этому, несомненно мудрому и хорошо продуманному, выводу приходит, опираясь на… всемирно известное сочинение Гомера «Одиссея». И приходится лишь удивляться, что до Рафили на это никто не обращал внимания. А вот Рафили, вдумчиво ознакомившись с «Одиссеей», сразу понял, что Гомер, описывая страну циклопов и его жителей, подразумевал именно Азербайджан и азербайджанцев. Я ни в коем случае не собираюсь оспаривать тот факт, что в IX книге «Одиссеи» Гомер упоминает страну циклопов: это сущая правда. Но вот для того, чтобы понять, что под циклопами Гомер подразумевал именно азербайджанцев, для этого нужна была прозорливость М. Рафили. По крайней мере, иного разумного объяснения феномену гения Рафили весьма трудно найти.
Как известно, уважающий себя ученый обязан оперировать фактами, желательно – неоспоримыми. И очевидно, что именно поисками железобетонных фактов, как это и подобает азербайджанскому ученому, утруждает себя М. Рафили. И цитирует, в качестве доказательства «циклопского происхождения» своих соплеменников, отрывок из упомянутой IX книги «Одиссеи». В этом отрывке, как я уже сказал, Гомер описывает страну циклопов. А начинается данный пассаж книги словами: «там беззаботно они…» Для прозорливого Рафили этого оказывается вполне достаточно, чтобы прийти к заключению: говоря о циклопах, Гомер имел в виду азербайджанцев. Желающие убедиться в научной добросовестности Рафили, могут открыть 35-ую страницу вышеуказанной статьи. «По всей видимости, для Рафили единственным указанием на Азербайджан в данном отрывке может служить лишь местоимение «там», и более ничего. Вряд ли Рафили мог прийти к такому заключению через отождествление внешнего облика циклопов и своих соотечественников», – ревниво замечают Г. Асатрян и Н. Геворкян.
Давид ДЖАМАЛЯН
P.S. Где только азербайджанская историография не искала себе предков… Шумеры и скифы, мидяне и манны, турки и саки, кавказские албанцы и… армяне. Изыски Рафили – всего лишь один из шедевров азербайджанской научной мысли, поглощенной навязчивой идеей – во что бы то ни стало найти себе достойных предков. Что ж, циклопы, пожалуй, достаточно авторитетные родители, и эту мысль современным потомкам одноглазых чудовищ стоило бы развить. А наличие второго глаза на физиономиях потомков одноглазых чиновников с легкостью можно объяснить теорией Дарвина.
Voskanapat.info