12 января в Гюмри была проведена траурная акция, приуроченная к четвертой годовщине убийства российским военнослужащим Валерием Пермяковым членов семьи Аветисян и к сороковинам Джульеты Гукасян, в убийстве которой также подозревается военнослужащий 102-ой российской базы.
Безусловно, относительно событий в Гюмри лично я считаю необходимостью проведение общественных мероприятий поминовения, прежде всего, исходя из чисто морального долга воздать дань памяти невинно убиенных наших сограждан, а также, что наиболее важно, с целью предостережения в адрес российских властей, командования и всего личного состава 102-ой базы отныне и всегда быть предельно осторожными по отношению к гражданам страны, где дислоцируются войска РФ. Думаю, что ни у одного нормального армянина вышеназванные трагические события не могли не вызвать чувства боли, возмущения и определенной эмоциональной реакции. В этом плане любая акция поминовения не вызывает у меня ни толики сомнения в ее целесообразности.
Однако, с другой стороны, меня уж слишком настораживает декларированная организаторами упомянутой акции сверхзадача ее проведения. В ней я вижу признаки наигрыша, попытку манипулирования эмоциями наших сограждан и политическую близорукость. Приведу здесь несколько мыслей главного инициатора акции Тиграна Хзмаляна, которые он озвучил в интервью, данном за несколько дней до названного мероприятия.
«Армения – это территория, захваченная и колонизированная Россией».
«Армения пока еще не является независимым и суверенным государством. Как ни удивительно, можно быть членом ООН, отмечать день независимости и при этом оставаться колонизированным. Если львиная доля какой-либо экономики принадлежит другой стране, если войска этой страны стоят на наших границах, то говорить об армяно-российских отношениях несерьезно, это крепостные, вассальские отношения».
«Мы поставили цель не только вывести российскую базу из Армении, но и решить вопрос деколонизации нашей страны, а это будет возможно только посредством отмены Московского договора от 16 марта 1921 года».
Напомню, что приведенные здесь мысли из уст господина Хзмаляна звучат не впервые, а на протяжении последних нескольких лет, и, по сути, являются едва ли не единственными программными пунктами основанной и возглавляемой им партии (во всяком случае, о других я лично не слышал и нигде не читал). Но, поскольку господин Хзмалян позиционирует себя в качестве серьезного политика, мне, как гражданину Армении, пока еще свободному (и, слава Богу) от идеологического влияния какой-либо партии, хотелось бы получить от него ответы на пару уже давно гложущих меня вопросов: а вдруг, сочтя их удовлетворительными, я решу примкнуть к его политической силе, которая, думаю, была бы не прочь пополнить свои, будем честны, не очень впечатляющие ряды. Считаю, что сейчас самое время поинтересоваться его мнением, ибо в свете последних событий в Армении, господин Хзмалян окрылился еще больше, посчитав, что наступил самый удобный момент для воплощения в реальность своей идеи фикс.
Итак, во-первых: что думает господин Хзмалян об убийстве в Гюмри российского военнослужащего 102-ой базы Дмитрия Ялпаева гражданином Армении и жителем Степанавана Арманом Джанджугазяном, который признался, что пошел на это преступление под воздействием идеологии ИГИЛ?
Во-вторых: почему господин Хзмалян на фоне трагических случаев с убийством армянских граждан не ратует за пересмотр внесенных в договор всех условий пребывания российской базы в Армении, не требует от российского командования ужесточить до критической черты дисциплину в рядах своих военнослужащих, не настаивает прекратить порочную практику принимать на службу в Гюмри психически неуравновешенных призывников из РФ, а сразу призывает «убраться» из Армении всей базе?
В-третьих, учитывая кардинальную сложность нашего региона, в каком надгосударственном военном блоке или структуре, гарантирующей безопасность, видит господин Хзмалян нашу страну, сразу после того, как из Армении будет «изгнана» российская база? Неужели в НАТО? Или в организации ГУАМ? Или он предпочитает довольствоваться одними обещаниями из известных столиц, что, «учитывая прочно сложившуюся в мире архитектуру безопасности», никто не посмеет покуситься на армянскую государственность? То есть, базу вон, взамен на честное слово?
В-четвертых: каким вооружением и запчастями к нему предлагает оснастить господин Хзмалян армянскую армию в случае, если российская армия уйдет из Армении, и Москва, естественно, тотально откажется от сотрудничества по безопасности с РА? Неужели американскими ракетами «Петриот» и турецкими танками «Алтай»?
В-пятых: какими дополнительными денежными, техническими и человеческими ресурсами, по господину Хзмаляну, будет выполняться гарантированная охрана армяно-турецкой и армяно-иранской границ в том случае, если российские пограничники уйдут, а в регионе грянет поток беженцев из исламских стран?
В-шестых: по чьему окрику в 1993г., в самый разгар арцахской войны Турция, подтянувшая к армянской границе две полевые армии, вдруг остудила свой пыл? Может господин Хзмалян считает, что это был не маршал Шапошников из Москвы а, скажем, генсек НАТО Манфред Вернер из Брюсселя?
В-седьмых: может ли турецкая армия под предлогом «зачистки террористических элементов» вторгнуться на территорию суверенной РА, как сделала это в отношении суверенной Сирийской Арабской Республики, если Армения ни с кем не будет повязана оборонными соглашениями? Или турецкие власти остерегутся грозной реакции самого господина Хзмаляна и не посмеют нарушить суверенитет защищаемого им с оружием в руках Отечества ?
В-восьмых: почему предлагаемая господином Хзмаляном программа действий в отношении будущего армяно-российского военного сотрудничества так поразительно совпадает с планами и мечтаниями наших «миролюбивых соседей» с запада и востока? Упаси Бог, я конечно далек от мысли, что господин Хзмалян сознательно продвигает турецко-азербайджанскую концепцию видения будущего нашего региона. И потому у меня возникает подвопрос в дополнение к сказанному: а осознает ли господин Хзмалян вообще, что его «патриотическая» борьба играет на руку Анкаре и Баку?
И заключительный вопрос: почему партия, созданная «армяноцентристом» (во всяком случае, он сам себя так позиционирует) господином Хзмаляном носит название «Европейской»? Ни «армянской», ни «патриотической», ни даже «антиколониальной», а именно «Европейской»? Не считает ли господин Хзмалян, что такая тенденция его политических приоритетов напоминает смысл поговорки «из огня да в полымя»?
Уверяю, что вопросов к многоуважаемому господину Хзмаляну на самом деле у меня накопилось больше, чем здесь изложено. Вместе с тем, ответы на уже изложенные вопросы могли бы меня хоть частично удовлетворить. Я, конечно, не претендую на то, чтобы достопочтенный господин Хзмалян обязательно откликнулся на мои, смертного гражданина, вопросы, но все-таки имею право детально осведомиться о видении нашего будущего господином Хзмаляном.
Но, очень прошу, в случае отзыва ответы давать честно, четко и по существу, как теоретически обязывает к тому статус политического деятеля, а не краснобая с кухоньки. Демагогия не по мне. И еще хочу добавить, что я по долгу службы, так сказать, неплохо разбираюсь в перипетиях нашей истории, знаком и с положениями Московского договора, и со всякого рода иными «гадостями», периодически подкладывемыми нам со стороны всех колонизаторских держав. Так что, на одних эмоциях меня не взять. В политике для меня есть лишь одно мерило – целесообразность, а в споре - каленая, как железо, аргументация, приводимая спокойным, тихим голосом. И еще, как бы не забыть главное: смею утверждать, что являюсь не менее патриотичным, чем господин Хзмалян, гражданином своей страны и сыном своей нации.
С надеждой жду ответа.
Богдан Атанесян, https://www.aysor.am/