Адвокаты второго президента РА Роберта Кочаряна намерены представить очередную жалобу в Европейский суд по правам человека. Адвокат Арам Орбелян не исключил, что документ будет составлен на основе Европейской конвенции по правам человека.
РЕЧЬ, ПО СУТИ, ИДЕТ О ПРИЗНАНИИ ВТОРОГО ПРЕЗИДЕНТА РОБЕРТА КОЧАРЯНА ПОЛИТИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕННЫМ. Об этом говорят не только адвокаты обвиняемого, но и представители европейских кругов. Известно, например, что представители французской общественности и лоббисты требовали от президента Эммануэля Макрона затронуть тему второго президента РА в ходе встречи с Николом Пашиняном. Так или иначе, а налицо прецедент, который характеризует руководство Армении отнюдь не с лучшей стороны…
Кстати, аналогичные обвинения в попытке свержения конституционного строя по делу "1 марта" предъявлены и экс-министру обороны генерал-полковнику Сейрану Оганяну, который в 2008 г. занимал пост начальника Генерального штаба ВС, однако обвиняемый по той же статье, что и второй президент, бывший министр обороны не находится в заключении. Обвинение в попытке свержения конституционного строя Кочарян, как известно, назвал "бомбой, заложенной под государственность". Сегодня об Армении больше всего говорят в связи с попыткой премьера Пашиняна упрятать за решетку второго президента по надуманному обвинению. Бывший президент в статусе политического заключенного сегодня, увы, главная визитная карточка Армении.
Адвокат родственников жертв событий 1 марта 2008 г. Ваге Григорян заявил, что второй президент не может считаться политзаключенным по той причине, что объявил о намерении вернуться в активную политику только спустя 2 часа после того, как ему было предъявлено обвинение. Это заявление чистой воды абсурд! Общеизвестно, что многие политические деятели не только в Армении, но и за ее пределами считают, что арест Кочаряна обусловлен политическими мотивами. Продление на 2 месяца меры пресечения в виде ареста преследовало цель не дать Кочаряну провести в феврале презентацию новой политической силы. О том, что такая презентация готовилась, сообщил, в частности, руководитель офиса второго президента Виктор Согомонян.
Опытные политики в Армении считают, что в условиях однополюсной власти, когда все рычаги управления сосредоточены в руках одного человека, только Кочарян способен сформировать альтернативный полюс силы и заполнить политический вакуум, вызванный отсутствием оппозиции как в стенах парламента, так и за его пределами. Многие помнят, что в годы его правления страна пережила небывалый после развала СССР экономический подъем.
В ОДНОМ ИЗ СВОИХ ИНТЕРВЬЮ КОЧАРЯН ПРИЗВАЛ СМИ ПОТРЕБОВАТЬ от властей публично обосновать предъявленные ему обвинения, однако тайна следствия сохранилась. Обнародование прослушанных телефонных разговоров между начальником Специальной следственной службы Сасуном Хачатряном и руководителем Службы нацбезопасности Артуром Ванецяном, а позже между Ванецяном и премьер-министром Николом Пашиняном выявило очевидное, а именно: на судей было оказано давление со стороны руководителей силовых структур. Обнародование разговоров сделало очевидным тот факт, что расправой над Кочаряном руководит лично премьер-министр Пашинян.
Фигура опального экс-президента приковала к себе внимание всего цивилизованного мира. Многие политики в Армении связывают арест Кочаряна с пораженческой политикой новой власти в вопросе Арцаха и предполагаемыми территориальными уступками в процессе урегулирования. Если Европейский суд по правам человека, изучив представленные адвокатами документы, решит, что в ходе расследования были ущемлены права Кочаряна и нарушен принцип неприкосновенности по отношению к персоне бывшего президента, то новой власти придется де-юре признать факт существования в нашей стране политзаключенного N1. Сегодня многие в Армении говорят о том, что процесс над вторым президентом - публичное сведение личных и политических счетов. События 1 марта стали реакцией на президентские выборы 2008 г., когда Пашинян был в команде первого президента Левона Тер-Петросяна. Тот, как известно, не признав своего очевидного поражения на выборах, вывел народ на улицу.
1 марта многие, включая Католикоса, уговаривали Тер-Петросяна увести народ с прилегающей к мэрии территории, однако лидер многопартийного конгресса отказался это сделать и остался дома под ложным предлогом домашнего ареста. Все последующие годы многие политические и общественные деятели требовали от предыдущей власти призвать Тер-Петросяна к уголовной ответственности за подстрекательство к уличным беспорядкам, повлекшим гибель 10 человек, однако он так и остался безнаказанным.
ИЗВЕСТНО, ЧТО ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2008 г. ТЕР-ПЕТРОСЯН вел переговоры с двумя заместителями министра обороны - генералами Манвелом Григоряном и Гагиком Мелконяном, предлагая им перейти на сторону митингующих и повернуть армейские подразделения против власти. Иными словами, налицо все признаки попытки свержения конституционного строя, а Тер-Петросян даже не допрошен в рамках расследования дела "1 марта". Это обстоятельство, как и многие другие, свидетельствует о политическом преследовании Роберта Кочаряна со стороны нынешней власти.
Пашинян давно пользуется в политических кругах репутацией политического подмастерья Тер-Петросяна, а Кочарян был одним из тех, кто вынудил первого президента 3 февраля 1998 г. подать в отставку из-за разногласий по вопросу о будущем Арцаха. Сегодня Тер-Петросян сводит старые счеты с Кочаряном руками своего ученика. Тогда на стороне Кочаряна были ныне покойный министр обороны Вазген Саркисян, впоследствии третий президент РА Серж Саргсян и руководство НКР. На стороне Тер-Петросяна было правление АОД и мэр Еревана, ныне находящийся в розыске Вано Сирадегян. Он обвиняется в создании банды киллеров в системе ВД. После досрочных парламентских выборов по столице ходят упорные слухи о том, что Пашинян негласно поручил соответствующим органам снова изучить дело о банде, чтобы найти основания для реабилитации Сирадегяна и возвращения его на родину.
Марина Мкртчян, "Голос Армении"