"Нет никаких гарантий, что дестабилизированный Ближний Восток, включая террористические формирования, не "хлынет" в сопредельный Южный Кавказ", - заявил в интервью "Голосу Армении" российский эксперт в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук.
.
- Обострение во взаимоотношениях между Ираном и США на старте года грозит на сей раз обернуться если не "большой войной" (хотя, по мнению многих аналитиков, и ее нельзя исключать), то по меньшей мере затяжной геополитической драмой. Каково ваше видение ситуации на данном этапе и наиболее вероятных сценариев ее развития в обозримом будущем?
- Вашингтон усиленно давит Тегеран примерно с 2006-2007 годов, иногда слегка разжимая "лапу". Цель проста: США стремятся переформатировать Иран в политическом плане, чтобы контролировать огромную стратегическую зону - Каспий, являющийся связкой между Центральной Азией и Кавказом. Это максимум региональная война. Никакой мировой войны не будет, так как никто из партнеров, включая Китай, за Иран воевать не будет, а сам Иран представляет собой примерно такую же боевую единицу, как когда-то Ирак Саддама Хусейна, при схожем наборе угроз в адрес Вашингтона. И в Вашингтоне это прекрасно понимают.
Сейчас американцы пытаются действовать так, как они действуют всегда, в режиме максимальной финансовой экономии, в расчете на то, что Иран сломается изнутри. Как это ни странно прозвучит на фоне последних событий, но Тегерану "повезло", что президентом США является Трамп, ведь любой более серьезный политик уже давно бы действовал более конкретно и жестко, а не методом бесконечных угроз. В этом смысле Трамп обрушил имидж США, которые никогда никому так долго и нудно не угрожали.
Однако в любом случае фактор Ирана имеет для стран нашего региона, включая Армению, ключевое значение. Поэтому я в том же 2006 году по итогам специальной конференции написал доклад с говорящим названием: "Иран – точка невозврата России". Заявления же Ирака в этой связи нас должны интересовать меньше, так как эту страну Америка утилизировала еще в 2003 году, и с тех пор там ничто не изменилось.
- Каковы в этом смысле угрозы для Южного Кавказа, в частности, вызовы (краткосрочные и долгосрочные) для Армении и пути противостояния этим вызовам? В чем будет заключаться роль России с точки зрения сохранения стабильности в регионе?
- Давление США на Иран может привести к изменению всей обстановки на Южном Кавказе, включая активизацию местных конфликтов. Дестабилизация такого уровня способна взорвать здесь не только карабахский конфликт. Но пока все зависит от решения США, которые, судя по всему, еще не выбрали адекватный, с их точки зрения, инструмент для удара по Ирану. Сам же Иран не готов ударить по США или их союзникам. В Вашингтоне вряд ли опасаются и какого-то противодействия в регионе со стороны ОДКБ. Поэтому у США руки развязаны почти полностью.
Российско-армянский союз тоже вряд ли готов к реальным боевым действиям, ведь элементы этой работы должны проявляться прямо сейчас, на стадии угрозы обрушения Ирана. Роль России в регионе пока состоит в укреплении имеющихся инструментов типа ОДКБ, а также заявлений в адрес США. Однако все видят, что если Тегеран открыто и официально назвал высшие американские структуры "террористическими", то Москва к этому явно не готова, как и Пекин. Но и заявления не играют сейчас никакой особой роли, поскольку не останавливают развитие событий. Посему нет никаких гарантий, что дестабилизированный Ближний Восток, включая террористические формирования, не хлынет в сопредельный Южный Кавказ.
- Может ли Азербайджан, воспользовавшись "битвой гигантов", попытаться разморозить карабахский конфликт очередной военной агрессией против Арцаха и Армении или сам Баку в этой ситуации оказывается в довольно уязвимом положении?
- В связи с новой стадией давления США на Иран, подчеркнутой демонстративным убийством Сулеймани, для Азербайджана возникает более тяжелый стратегический расклад, чем в карабахской теме. Хотя бы с учетом того, какое значение имеет фактор азербайджанцев, проживающих сейчас на территории Ирана. В Вашингтоне, очевидно, отдают себе отчет в том, что может случиться с Азербайджаном, если вдруг по каким-то причинам "посыплется" Иран. Одной только волны этнических азербайджанцев, которые способны устремиться на север, будет достаточно, чтобы изменить всю региональную картину.
Другими словами, в регионе возможна ситуация, когда Азербайджану будет совсем не до Карабаха, так как уровень и характер угроз в отношении Баку вырастет на порядок, и когда Карабах, находящийся в тылу, лучше будет не трогать в принципе. Но если США все-таки додавят вопрос с Ираном, то надо понимать, что ни Ереван, ни Баку не смогут контролировать ситуацию в конфликтной зоне. Я уже не говорю о таких, казалось бы, пока экзотичных, но теоретически возможных вариантах, как переворот в самом Карабахе с последующим признанием новой власти со стороны Белого дома.
- С учетом сложившихся геополитических реалий какой вам видится перспектива армяно-российских отношений в 2020-м?
- Российско-армянские отношения останутся на том же месте, что и сейчас. Однако в более отдаленной перспективе Еревану формата Никола Пашиняна следует понимать, что Москва все видит и понимает и ее терпение не бесконечно. Пашиняну придется продемонстрировать свою позицию в более внятных формах, а не пытаться угодить и нашим, и вашим. Создается ситуация, когда перед будущими большими событиями, которые неизбежно коснутся Южного Кавказа, должны сложиться и четкие группы военно-политических союзников. Власть периода Пашиняна пока что не спешит снять с себя имидж прозападных, соросовских деятелей, и это дает основания для прогнозов.
P.S:. Интервью было сделано до ударов КСИР по американским базам в Ираке.
Зара Геворкян, "Голос Армении"