Юноше, осквернившему в Ереване памятник Грибоедову, горе от ума не грозит. Но похоже ли это на то, когда один дурак закидывает в колодец камень, а сто умных не могут вытащить? Камень из колодца достанут, краску с памятника соскребли, но дурное послевкусие осталось.
.
Русского поэта и дипломата Александра Грибоедова, как и все неармянское, можно не любить и даже ненавидеть до дрожи, — это вопрос сугубо личный, связанный с мировоззрением, интеллектуальным уровнем и общей культурой каждого, но памятники в Армении устанавливают все еще не по хотению Шаена Арутюняна, который мало того, что скверно поступил, облив ее красной краской, так еще и гордится этим.
Памятник — это, скажем так, сооружение, поддерживающее наши с вами воспоминания. Не лично политического недоросля Шаена Шантовича Арутюняна, а всех, кто знаком с литературной классикой и национальной историей, которую, если защищать по-шаеновски, то лучше и вовсе не защищать. Взгляд на произошедшее по свежим следам.
"Это в первую очередь, направлено против армян. Александр Грибоедов как был, так и остаётся одним из самых почитаемых в Армении исторических личностей, человеком, который не просто многое сделал для нас, но и отдал жизнь, защищая от разъярённой толпы фанатиков армян, нашедших убежище в российском посольстве в Тегеране". Это сказал глава Союза армян России Ара Абрамян.
"Проявления вандализма не должны иметь места в армянском обществе. Мы осуждаем произошедшее". А это пресс-секретарь премьер-министра Армении Владимир Карапетян, и, стало быть, налицо официальная реакция на инцидент.
Из неофициального: "Дурак – он и в Армении дурак. Когда разум уходит на отдых, к памятникам приходят маляры с краской". (Сопровождалось подходящей случаю армянской лексикой далеко за пределами нормы).
От самого Грибоедова, писателя и дипломата: "Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары".
Случай этот напомнил и наболевшем: как сказано в заявлении Координационного Совета российско-армянских организаций, "война с памятниками, надгробиями, кладбищами, обливание краской, вандализм – это метод, который практикуют десятилетиями власти Азербайджана на государственном уровне". Знакомо по уничтоженным хачкарам, разрушенным церквям.
Да, согласимся, и в Армавире тоже осквернили памятную доску национальному герою Армении Гарегину Нжде. Но залитый краской Грибоедов — не ответ на армавирскую глупость, с Нжде вопрос должен решаться другим методом.
…А в тихой и высокоинтеллектуальной Дубне совсем недавно убили гражданина Армении Епрема Геворкяна. А еще раньше в Армении был убит российский военнослужащий Дмитрий Ялпаев.
И там, и тут ведется следствие. И там, и тут, чтоб рассорить Армению с Россией, готовят благодатную почву.
Предположим, удастся. Тогда как и с кем дальше? Сбоку враждебные Турция и Азербайджан... По Еревану бродит растерянный Шаен.
Не поймите неправильно, но вот Грузия времен Михаила Саакашвили, а вот лауреат Нобелевской премии мира Генри Киссинджер – политик на все времена: "Саакашвили был похож на слабого игрока, который садится за один стол с сильными игроками, не имея в руках карт для того, чтобы играть в покер. Когда маленькая страна садится за стол вместе с ними и начинает говорить с ними, как с равными, они не всегда это ценят, они считают, что вы пытаетесь прыгнуть выше головы. Это очевидно. Теперь я это понимаю, но тогда я был уверен, что это мой мир, что все мы равны".
Круговорот демократии в природе часто приводит к тому, что переосмысливать общепризнанные ценности берутся люди с полным краской ведром в руке и шальным ветром в голове.
Имеем случай, когда история повторяется трижды: первый раз как трагедия и пару раз для тупых.
P.S.: Известно: полиция Армении готовит материалы по поводу осквернения памятника Грибоедову в Ереване. Не известно – подвергся ли приводу в полицию вандал.
А еще раньше, 13 ноября, посольство Армении в России распространило комментарий, в котором выразило "глубокое возмущение" в связи с произошедшим на территории армянского храма в Армавире инцидентом. "Эти действия не соответствуют духу армяно-российских взаимоотношений и могут привести к межнациональному напряжению", - говорилось в заявлении дипмиссии.
Сергей Баблумян, https://ru.armeniasputnik.am/
.
Как стало известно накануне, полиция отказалась возбуждать уголовное дело в отношении активиста Шагена Арутюняна за осквернение памятника Грибоедову в Ереване. Об этом сообщил начальник отдела Полиции по связям с общественностью Зарзанд Габриелян.
Напомним, в начале декабря 2019 года Арутюнян (сын главы радикального движения «Цехакрон» Шанта Арутюняна), облил краской памятник русскому писателю и дипломату Александру Грибоедову. Автор поста заявил, что он облил «памятник посла Российской империи и писателя Грибоедова краской в ответ на закраску памятной доски Гарегину Нжде в Армавире».
«Получено заключение экспертизы, принято решение не возбуждать уголовное дело на основании 2 пункта (в деянии нет состава преступления) 1 части статьи 35 УПК Армении (Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу и уголовное преследование)», — сообщил Габриелян.
По его словам, действия Арутюняна подпадает под статью об административной ответственности (Нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры).
Отметим, что мэрия Еревана утром следующего дня выложила фотографии памятника Грибоедову, краска с него была смыта.
Будучи посланником России в Персии, Грибоедов сыграл большую роль в разработке Туркманчайского мирного договора 1828 года, по которому в результате русско-персидской войны (1826-1828 гг.) Восточная Армения вошла в состав Российской империи и спаслась от уничтожения. Он является одним из организаторов репатриации более чем 40 тысяч армян из Персии в Восточную Армению.