В прошедшие выходные вновь активизировалась тема давления на судей Конституционного суда, которых власть любой ценой вознамерилась в самое ближайшее время отправить в отставку. Речь, в частности, о семерых судьях, избранных до принятия новой Конституции.
.
НЕТ НУЖДЫ НАПОМИНАТЬ, что под конец года президент А. Саркисян все-таки подписал закон "О внесении дополнений в закон "О Конституционном суде", пакет законов "О внесении дополнений в закон "Об обеспечении деятельности, обслуживании и социальных гарантиях должностных лиц", посредством которых обеспечивается добровольно-принудительная ссылка их на пенсию. В тот же день, помнится, следователи Специальной следственной службы нагрянули в здание КС, как выяснилось позже, с целью допросить Грайра Товмасяна, что было успешно проделано прямо в его кабинете на следующий день.
Г. Товмасяну предъявили обвинение, взяли с него подписку о невыезде. Для пущей, так сказать, демонстрации серьезности своих намерений предъявили новое обвинение и крестнику Товмасяна Норайру Паносяну. А потом отправились в суд за санкцией на его арест. Напомним, что Г. Товмасяну, как и Н. Паносяну, предъявлено обвинение по статье 308 УК РА (злоупотребление служебными полномочиями, что по неосторожности привело к тяжким последствиям). В начале 2020 года санкцию получили, арестовали, но, согласно появившимся в прессе сведениям, "кордебалет" вокруг судей КС продолжается. Как и следовало ожидать.
В прошедшие выходные появились публикации (первоисточник 168.ам) о том, что в ближайшие дни в отношении двух судей КС, по всей вероятности, будет применено сильное давление с целью их отставки. "Согласно нашему источнику в правоохранительной системе, - пишет издание, - седьмое управление полиции собрало сведения сугубо личного характера относительно упомянутых двух судей, имена которых станут известны в ближайшие дни, и мы их не публикуем по понятным причинам". Речь, согласно тому же изданию, идет о некоторых данных, приобретенных полицейскими, относительно прежних внебрачных связей этих судей. Последних попытаются подвергнуть шантажу, угрожая им в ином случае передать данные досье их семьям и обнародовать все в интернете.
РАНЕЕ САЙТ HRAPARAK.AM сообщил о том, что премьер Н. Пашинян провел тайную встречу с руководителями всех силовых структур, которым дал недельный срок для решения вопроса увольнения судей КС. В ходе собрания были обсуждены разные сценарии по принуждению судей к отставке, при этом отмечалось, что не надо жалеть даже семьи, родных, друзей судей КС. А координацию данного процесса Пашинян возложил на плечи главы ССС Сасуна Хачатряна. Хочет он этого или не хочет. Впрочем, после того, что мы услышали на попавшей в интернет записи беседы С. Хачатряна и А. Ванецяна, нас уже трудно удивить. Но уж то, что С. Хачатрян вряд ли будет озабочен нормами морали, думается, очевидно. Все та же запись, где судье Вачику-Грачику спустили распоряжение "хочешь не хочешь, но дать санкцию на арест" - прямое доказательство сказанному. Так что глава ССС, думается, и в этом случае постарается "с честью" выполнить возложенную на него ответственность.
Мы не станем размышлять о том, насколько отвратительно, попросту недопустимо вмешиваться в личную жизнь любого гражданина РА. Но обнаружившийся интерес к личной жизни судей КС, которые однозначно дали понять, что не собираются уходить в добровольно-принудительную отставку, говорит лишь о том, как далеко мы продвинулись в вопросе права и морали. Тема эта в последнее время набирает все большие обороты. В первую очередь - тема постоянных, ничем не подкрепленных, но публично заявленных обвинений в адрес тех или иных неугодных власти людей. Наше общественное мнение усердно подпитывают некоторые СМИ, готовые без каких-либо не то что доказательств, а серьезных аргументов обвинить кого угодно в тяжких преступлениях.
ТАК, НА ДНЯХ ОДНА ИЗ ГАЗЕТ безапелляционно назвала судью Самвела Узуняна "преступником и взяточником". Автор публикации сильно возмущался: как можно было такому заядлому взяточнику в свое время доверить дело "27 октября"? Но ведь относительно дела "27 октября" судье Узуняну никаких претензий не выдвинуто. Во всяком случае пока. Эпизод со взяткой касается совершенно другого уголовного дела, не говоря уже о том, что пока только идет следствие и о суде, а тем более о вошедшем в силу приговоре, после которого судью можно было бы назвать взяточником, нет и речи.
Как можно изничтожать краеугольные постулаты правосудия? А они заключаются в том, что без вошедшего в силу приговора суда назвать кого-либо преступником - это не только нонсенс, но и преступное деяние, со всеми вытекающими из этого последствиями. Но у нас, к сожалению, подобная вседозволенность стала распространенным явлением, дикой нормой. Ведь очевидно, что правовое государство таким образом не построить. А последствия этой правовой вакханалии нам еще придется расхлебывать.
Лана Мшецян, "Голос Армении"