Премьер-министр Армении Никол Пашинян высоко оценивает потенциал и способности армянских бизнесменов. В своем Facebook глава правительства написал, что необходимо не мешать армянскому бизнесу, передает Sputnik Армения.
"СЕГОДНЯ ЧИТАЛ ПРОГНОЗЫ и анализы насчет потенциала роста экономической активности в Армении в 2020 году. Сопоставляя их с данными за 2019 год, я пришел к выводу, что нужно вдохновить армянский бизнес", - пишет премьер.
По его словам, бизнесменов нужно не обижать, не мешать им, не сломать - и они завоюют весь мир. "Наши очень талантливы. Страшно талантливы. Я говорю это искренне", - написал Пашинян.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: по поводу того, что бизнес нужно мотивировать, не мешать ему, разумеется, возражений быть не может. Но несколько странно, что премьер выяснил это, "пришел к такому выводу" лишь после того, как сопоставил данные за прошлый год и прогнозы на год текущий. На самом деле это - азбучная истина, да и талант армянских предпринимателей мало у кого вызывает сомнения. Однако в данном случае речь о другом. Речь о том, каковым был прошлый год для бизнеса и есть ли реальные основания рассчитывать на позитивные бизнес-тенденции в году текущем?
Пожалуй, наиболее красноречивой иллюстрацией настроений предпринимателей, энтузиазма бизнеса в целом может служить показатель налоговых поступлений в бюджет. В этом плане, казалось бы, в прошлом году были отмечены позитивные тенденции. По крайней мере, как неоднократно говорил глава правительства, бюджет 2019-го по части налоговых доходов перевыполнен почти на 100 миллиардов драмов. То есть на 100 миллиардов армянский бизнес заплатил больше налогов, чем планировалось. Остается понять, из чего именно состоит эта сотня.
Весь прошлый год Никол Пашинян отчитывался перед общественностью, оперируя показателями роста количества новых или вышедших из тени рабочих мест. В последний раз в ноябре прошлого года он насчитал порядка 80 тысяч новых рабочих мест, появившихся после апреля 2018-го. С учетом того, что полноценно постреволюционным считается 2019 год, очевидно, что львиная доля этих мест появилась именно в прошлом году. Допустим, порядка 60 тысяч. Так вот с учетом того, что средняя зарплата по стране в прошлом году составляла около 180 тысяч драмов, то каждое из вновь созданных рабочих мест должно было принести казне в форме подоходного налога более 40 тысяч драмов. То есть около 2, 5 миллиарда в месяц и около 30 миллиардов в течение года. Иными словами, почти треть из 100-миллиардного роста поступлений в бюджет должна была быть обеспечена за счет новых, вышедших из тени рабочих мест.
ВЕСЬ ПРОШЛЫЙ ГОД глава правительства оперировал таким показателем, как рост поступлений в бюджет страны по линии налоговых выплат крупнейшими налогоплательщиками. По данным за первые 3 квартала (по итогам года данные еще не опубликованы), 1000 крупнейших налогоплательщиков заплатили налогов больше, чем за аналогичный период 2018-го, на 100 миллиардов. Таким образом, можно констатировать, что только за 9 месяцев прошлого года только крупный бизнес выплатил (переплатил) в бюджет столько, сколько весь армянский бизнес за весь год. Странно, не правда ли?
Конечно, упомянутые цифры приблизительные, и в данном случае они использованы лишь для того, чтобы проиллюстрировать следующее: те самые 100 миллиардов дополнительных поступлений в бюджет в прошлом году, о которых не раз говорил премьер, не слишком впечатляющий показатель, они должны были быть с учетом того беспрецедентного, местами просто фантастического темпа роста рабочих мест и более чем существенного роста налоговых поступлений от крупнейшего бизнеса.
И тут вспомним еще один показатель, озвученный в прошлом году премьером. Летом прошлого года Никол Пашинян сообщил, что количество хозсубъектов выросло на 24 тысячи. Заметим, получается, что, несмотря на столь бешеный рост числа бизнес-компаний, рост налоговых поступлений обеспечивается всего лишь тысячью крупнейших. Где вообще малый бизнес, где вообще средний бизнес, где налоговые доходы от них, так и осталось загадкой.
Вряд ли, приходя к оптимистическим выводам относительно потенциала армянского бизнеса, глядя на данные за прошлый год, премьер учел указанные выше нюансы. Вряд ли глава правительства задался простыми вопросами: если появилось 24 тысячи новых хозсубъектов, то почему лишь 1000 из них обеспечивают 100-миллиардное перевыполнение по налоговым поступлениям?
Подобных вопросов множество. И отсутствие ответов, признаться, не позволяет разделять премьерский оптимизм по поводу потенциала нашего бизнеса. Точнее, потенциал есть, но вот неверные оценки текущей ситуации вряд ли позволят его (потенциал) полноценно раскрыть. В одном с премьером надо согласиться, и это азбучная истина: бизнесу мешать не надо. Но важно, чтобы это знали не гордые и счастливые, кому адресовано очередное сообщение главы правительства, а сама власть…
Ара Меликсетян, "Голос Армении"