История с азербайджанским тенором Юсифом Эйвазовым, куда больше известным как "муж Нетребко", набирает обороты, обрастая новыми подробностями. Напомним, что началось все с сообщения на французском сайте Forumopera.com о том, что певец отказался выступать с армянской певицей Рузан Манташян по политическим причинам, в частности, из-за ее армянского происхождения.
.
АВТОР ЗАМЕТКИ ЛОРАН БЮРИ писал, что артисты должны были вместе выступать 7 февраля в рамках Дрезденского оперного бала, однако после отказа Эйвазова Манташян "попросили удалиться". Всемирно известная певица Асмик Папян также коснулась инцидента. "Куда мы докатились! Я неоднократно выступала на этой сцене, не припомню ничего подобного", - написала она, добавив, что собирается представить жалобу.
После разразившегося скандала и публикаций в СМИ азербайджанский певец, по совместительству (или, скорее, наоборот) супруг всемирной известной российской певицы Анны Нетребко, решил отказаться от собственного отказа, заявив, что, дескать, ничего подобного не было. И принялся срочно отмываться от обвинений в расизме и ксенофобии, обвиняя СМИ, в том числе французский первоисточник, в погоне за "лайками". Между тем организаторы музыкального мероприятия SemperOpernball распространили заявление, в котором также утверждалось, что Эйвазов ничего такого не заявлял, а Рузан Манташян на фестиваль не приглашали. При этом оргкомитет сослался на возможное "недопонимание" между ним и французским концертным агентством Massis Opèra, которое сотрудничает с армянской певицей.
В ответ агентство Massis Opera распространило заявление, утверждая, что еще в сентябре 2019 года организаторы фестиваля связались с ними на предмет возможного участия Рузан Манташян. В качестве доказательства приводилась публикация немецкого издания Wirtschaft in Sachsen ("Искусство в Саксонии") от 27 декабря, в которой говорилось об участии армянской сопрано в дрезденском концерте. "10 января 2020 года мы получили последнее письменное сообщение с объявлением об отмене участия Рузан Манташян, поскольку г-н Юсиф Эйвазов не хотел выступать с ней по причинам, указанным в нашем первом пресс-релизе. Возможно, это создало очень непростую ситуацию для организаторов, но мы не несем ответственности за развитие ситуации, в результате которой страдает наш артист".
СИТУАЦИЯ, ЧТО И ГОВОРИТЬ, для организаторов сложилась весьма нелицеприятная: репутация известного музыкального мероприятия оказалась сильно подмоченной в результате непотребной расистской выходки "мужа Нетребко". Если оргкомитет SemperOpernball предпочитает оправдывать хамство Эйвазова и даже прибегает для этого к откровенной лжи, тем самым поддерживая подобные проявления ксенофобии в музыкальном мире, это его проблема. Совсем другое дело, что, собственно, ничего необычного в поведении "мужа Нетребко" нет. Это просто очередной случай экспорта армянофобии, усиленно практикуемой азербайджанской пропагандистской машиной, теперь уже и с заходом в международную музыкальную среду. Ранее, как известно, был спорт, теперь вот подключился "муж Нетребко" - один из очень немногих более или менее известных в музыке азербайджанских исполнителей.
Между прочим, в Сети можно найти весьма пикантные подробности того, как именно Юсиф Эйвазов добился этой известности. И по какой причине его куда чаще называют "мужем Нетребко", а не его собственным именем. Российские и итальянские источники не раз сообщали, что до Нетребко Эйвазов был женат на 70-летней журналистке Адель Феррари, которая на момент заключения брака была старше него на 40 лет (!). "Угадайте, кто из них хотел итальянское гражданство? - задаются ироничным вопросом итальянские репортеры", - писал автор статьи на сайте kp.ru. Однако целью Эйвазова было не только гражданство: как пояснили его друзья, "карьера у Юсифа не очень шла: он выступал только в провинциальных театрах Италии". Адель Феррари ввела его в "нужное общество" благодаря своим связям, а также тому, что ее сын - известный в Италии журналист. "Фанаты мужа Нетребко уверены, что, скорее всего, этот брак был вынужденной мерой для продвижения по карьерной лестнице", - пишет автор статьи.
Вторым шагом для продвижения карьеры стала женитьба Эйвазова на всемирно известной оперной диве Анне Нетребко, которая также старше его, правда, всего на 5 лет. И когда он отпускает в адрес Рузан Манташян циничные замечания типа "теперь ее хоть кто-то узнает", то совершенно точно исходит из собственного опыта карьерного продвижения и известности любой ценой, в том числе выполняя роль альфонса при "нужных женщинах".
Любопытно, что сама Нетребко, видимо, заразилась от мужа ксенофобией. Согласно сообщениям СМИ, недавно супруги отказались от аккомпаниата прославленного пианиста и дирижера Константина Орбеляна и потребовали себе другого исполнителя, никак не объяснив причин своего поступка.
ПРАВДА, КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ О ПИАРЕ, певица и ее муж забывают о своих обязательствах перед исторической родиной муженька: так, в октябре прошлого года они засветились в авторской передаче Сати Спиваковой "Нескучная классика". Может, не знали, что девичья фамилия супруги Владимира Спивакова Сатеник Саакян, или стремление попасть на популярную передачу перевесило все "политические" соображения? А может, Эйвазов специально выпросил милостивое разрешение появиться на передаче армянки у своих могущественных покровителей - президента и вице-президента Азербайджана Алиевых, которые ранее не раз удостаивали его чести совместно сфотографироваться?
Кстати, мало кто обратил внимание на фамилию Рузан - Манташян. Учитывая ее редкость, вполне возможно, что певица - из знаменитого рода Александра Манташева. Знает ли Эйвазов, с кем тягается, учитывая огромный вклад знаменитого нефтепромышленника в становление и развитие этой отрасли в Баку, его общественную деятельность как благотворителя? Слишком уж разные весовые категории: муж Нетребко и Рузан Манташян.
Между тем на российском музыкальном канале "Сумерки богов" на Youtube весьма едко прокомментировали инцидент с Эйвазовым. Очередной выпуск канала называется "Старик Нетребко попал в историю. Нехорошую". Отмечая "экспансию на мировой оперный рынок семейства Нетребко", ведущий видеоблога Вадим Журавлев прежде всего подчеркивает авторитетность сайта Forumopera, который никогда бы не опубликовал фейковую новость. Он высоко оценивает мастерство Рузан Манташян и упоминает случай, когда "семейство Нетребко" отказалось выступать с Константином Орбеляном". "Я не мог поверить, что это было из-за армянского происхождения дирижера. Так не бывает в современном мире", - говорит Журавлев.
ПЫТАЯСЬ НАЙТИ ПРИЧИНЫ поступка тенора, ведущий иронизирует на предмет того, что, учитывая дороговизну присутствия на Дрезденском оперном балу, возможно, "вложились многие азербайджанские поклонники Эйвазова и, чтобы им понравиться, тенор решил "вытянуть" из программы армянку". "Но мне сообщили, что на самом деле организатором бала является не Samperopernball, потому что невозможно представить, чтобы немецкий музыкальный театр мог так поступить и позволить артисту столь радикальные высказывания", - полушутя-полусерьезно подчеркивает Журавлев.
Весьма любопытны также комментарии, оставленные российскими подписчиками телеканала и касающиеся как конкретно данного поступка, так и в целом личности "мужа Нетребко" и его сомнительных профессиональных качеств. Нам, к примеру, больше всего понравилась такая запись: "Жаль парня, был Эйвазов, а стал ночной вазой".
Ирония иронией, но лично нам совсем не жаль "старика Нетребко". Во-первых, как известно, плохой пиар - тоже пиар. Во-вторых, можно не сомневаться, что в Баку по достоинству оценят его поступок, который в СМИ уже назвали "гражданской позицией". На героизацию-сафаризацию, скорее всего, не потянет, но щедро наградить его Алиевы обязаны. Злые языки поговаривают даже, что Мехрибан в ранге будущего президента вполне может пригласить его занять пост министра культуры. Учитывая ярую армянофобию экс-министра культуры этой страны, Полада Бюльбюльоглу, Юсиф, возможно, делает к этому первый шаг. Другое дело, какой статус для него предпочтительнее - "мужа Нетребко" или министра культуры Азербайджана?
Марина Григорян, "Голос Армении"