В 2019 году в Армению было импортировано 189 тыс. автомобилей против 64 тыс. машин в 2018 году, сообщил глава Комитета государственных доходов Армении Давид Ананян на пресс-конференции в понедельник, передает Новости-Армения. Поступления в бюджет по линии растаможки автомобилей составили порядка 95 млрд драмов, что на 58 млрд больше, чем в 2018 году.
.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: цифры, конечно же, впечатляющие. Тем более если учесть, что еще пару лет назад в Армении всего насчитывалось 450-500 тысяч машин. То есть только за прошлый год отечественный автопарк увеличился на 30 процентов. Цифры, конечно же, беспрецедентные. Тем более если учесть, что позапрошлогодние 64 тысячи были рекордным показателем. И этот рекорд в прошлом году превзойден в 3 раза. Тем не менее все эти рекорды и "беспрецедентны" больше тревожат, нежели радуют. А если точнее, то они констатируют ЧП государственного масштаба. И не только в сфере безопасности дорожного движения, которая не может не ощутить негатив от колоссального роста участников движения в виде ДТП. Это не меньшее ЧП с точки зрения социально-экономического положения в стране.
Не секрет, что в последние пару лет и уж тем более в прошлом году автобизнес в Армении получил, мягко говоря, массовый характер. Тысячи граждан страны "нашли себя" именно в этой сфере предпринимательства, зарабатывая деньги на импорте и перепродаже машин. А в прошлом году, с учетом интереса к нашему авторынку граждан стран - партнеров Армении по ЕАЭС, этот вид бизнеса стал, пожалуй, самым процветающим. И вот, как говорится, лавочка закрылась с первого января. Льготный таможенный режим завершился, и спрос на импортированные машины резко упал, вызвав штиль на авторынке. Теперь тысячам граждан Армении предстоит "искать себя" в чем-то другом. Чем-то другим зарабатывать деньги. Разумеется, в этом плане выбора особого нет. Миф о том, что за полтора года при новой власти открылось более 80 тысяч рабочих мест, вряд ли может решить проблему занятости тех, кто до сих пор решал для себя этот вопрос самостоятельно, импортируя и перепродавая машины.
ВПРОЧЕМ, ЭТО НЕ САМОЕ ТРЕВОЖНОЕ последствие завершения автобума. Дело в том, что в импорт машин вложены колоссальные деньги и теперь они (деньги), по существу, заморожены. О том, какой объем капитала заморожен в машинах, можно судить хотя бы по тем цифрам, которые опубликованы. Так вот если на растаможку машин было в прошлом году потрачено порядка 200 миллионов долларов, то на саму покупку этих автомобилей за рубежом граждане Армении потратили как минимум 600 миллионов. Если в Армению было завезено около 200 тысяч машин, то на их транспортировку было потрачено порядка 200 миллионов (транспортировка одной машины в среднем обходится в 1000 долларов).
Таким образом, можно констатировать, что в прошлом году граждане Армении вложили в автобум минимум миллиард долларов. Из этой суммы 200 миллионов пошло в казну в виде таможенных выплат. Кое-что смогли перепродать, вернув вложенные деньги. Но это мизер. Соотношение импорта и экспорта машин в Армению и из Армении, по официальным данным, астрономическое. К примеру, в первом полугодии прошлого года в страну было ввезено более 53 тысяч машин, тогда как вывезено из Армении всего 474 автомобиля. Это означает, что примерно такое же соотношение действует в формуле "купил-продал" с небольшой коррекцией на внутренний спрос. В любом случае из вложенного гражданами Армении в прошлом году миллиарда может быть возвращено не больше пары-тройки сотен миллионов, включая приток средств в казну. А это значит, что порядка 700 миллионов остаются замороженными в машинах. Эти деньги практически не работают. Огромное количество импортированных автомобилей в ожидании покупателя сегодня вообще не эксплуатируется, оставаясь мертвым грузом для их владельцев.
ЗАМЕТИМ, СОТНИ МИЛЛИОНОВ долларов граждан Армении заморожены в машинах на фоне царящего в экономике страны инвестиционного дефицита. По сути, зарубежные инвестиции не поступают, а местный инвестпотенциал увековечен даже не в машинах, а в автохламе (не будем забывать возраст и состояние машин, в основном импортированных в Армению в последние годы).
"Похмелье" после автобума обещает быть тяжелым. Кстати, тут надо учесть еще и то обстоятельство, что этот самый автобум в значительной степени профинансирован банковской системой страны в виде потребительских кредитов. И теперь она (банковская система) может столкнуться с массовым невыполнением кредитных обязательств клиентами. Так что тяжелым "похмелье", очевидно, будет и для нее. Как бы то ни было, но ясно, что речь идет о форс-мажорной ситуации. Между тем также ясно, что у правительства нет плана действий для столь сложной во всех смыслах ситуации. Даже нет представлений о том, чем конкретно будут компенсированы те самые 200 миллионов, поступивших в прошлом году от авторастаможки, в году текущем…
Ара Меликсетян, "Голос Армении"