Несмотря на утверждение грузинской стороны, что Джавахк – не армянская территория, тем не менее, исторические факты, в действительности, доказывают обратное. Согласно урартийским надписям, в 9 в. д.н.э. на территории нынешнего Джавахка была страна под названием Забаха, от которого и происходит топоним Джавахк (Забаха-Джабаха-Джаваха-Джавахк).
Всеобъемлющие сведения о провинции Джавахк области Гугарк Великой Армении дает Хорхорская летопись Аргишти Первого (786-764). В. Саркисян в одном из своих исследований проводит этимологию топонима от перехода «Чапах-Джавахк», принимая за основу специфику географии края, в частности, наличие просторных и богатых водными ресурсами равнин. Однако, согласно грузинской историографии, название «Джавахк» происходит от имени Джавахос - внука родоначальника грузин Картлоса. Согласно другой версии, в основе топонима – грузинское слово «джави» или же название провинции Джавахк произошло от осетинского корня «джабах» (хороший, здоровый).
О Джавахке как об армянской территории упоминается и в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. «Отец истории» отмечает, что в 338г. Неркин Джавахк (Нижний Джавахк) был отделен от Великой Армении и присоединен к Грузии. В составе Гугаркского бдешхства (княжества) остался только Верин Джавахк (Верхний Джавахк), который после раздела Великой Армении в 385г. также оказался на территории Грузии. В сочинении «История Тарно» Овнан Мамиконян пишет, что в том же веке арабы завоевали Джавахк, который оставался под их господством до конца 9-го века. В дальнейшем регион неоднократно являлся мишенью для набегов многочисленных ханов и шахов...
В 1801г., спустя некоторое время после присоединения Грузии к России, Джавахк был включен в состав Тифлисской губернии. «После распада Российской империи Джавахк оказывается в сфере территориальных претензий новой Республики Грузия, а с 1921г., после установления советского строя, вопреки единодушной воле населения, окончательно присоединяется к Советской Грузии» (А. Мелконян, «Джавахк в 19в. – первой четверти 20в.»). В историческом плане это как раз территория Верхнего Джавахка, которая соответствует нынешним административным территориям Ахалкалакского и Ниноцминдского районов.
С.Карапетян, представляя в своем труде «Джавахк» достаточно весомые факты, четко доказывает, что регион является армянским: «Такие находящиеся в Джавахке памятники материальной культуры дохристианского периода, как вишапакары, циклопические крепости, плиточные и высеченные в скале могилы, по своим характерным признакам составляют часть и отождествляются с культурой исконно индоевропейской цивилизации наиболее раннего исторического периода на Армянском нагорье. Обстоятельство, которое само по себе свидетельствует о том, что Джавахк входил в сферу сформировавшейся на Армянском нагорье единой культуры». Согласно аргументам автора, образцы тех хачкаров, которые почти равномерно распределены в десятках деревнях и старинных поселениях Джавахка, наряду с историческими первоисточниками, подтверждают ту реальность, что край географически относился к армянской культурной территории и был населен армянами.
В труде «Джавахк» С. Карапетян фиксирует также тот факт, что хотя изучением исторических памятников региона занимались и грузинские культурологи, однако большая часть их публикаций «зачастую отличается поверхностным представлением рассматриваемого материала, а также, как правило, предвзятыми и тенденциозными комментариями».
«Ряд грузинских исследователей, руководствуясь не наукой, а шовинистическими интересами, сталкиваясь с большим количеством армянских исторических памятников, в своих публикациях проигнорировали или просто обошли стороной их существование... Руководствуясь принципом отрицания и исключения существования в Джавахке армянских средневековых памятников, некоторые грузинские исследователи пришли к крайним абсурдным утверждениям.
К примеру, замдиректора ведомства по охране культурных ценностей Грузии Паата Гаприндашвили по поводу проблемы заявил, что «возможно, в нескольких деревнях есть современные армянские памятники, но армянского исторического памятника вы не встретите нигде. Даже спорить с этим – абсурд...», - пишет С.Карапетян в труде «Джавахк», в главе «Исторические памятники».
Трудно сказать, каким бы было настоящее Джавахка, если бы он был в составе Республики Армения. Однако точно одно: сегодня никто чужой не угрожал бы армянскому языку, армянской культуре и истории. Борьба за сохранение своего же языка и долговечность своей культуры не являлась бы насущной проблемой для джавахкских армян. Они не стали бы вынужденными очевидцами всех тех открытых действий грузинского правительства, явно направленных против их самобытности и языкового мышления.
«После обретения Грузией независимости, вопреки международно принятым и закрепленным в законодательстве страны обязательствам по демократическим ценностям и защите прав национальных меньшинств, все режимы независимой Грузии не только продолжили неуклонно проводить унаследованную дискриминационную политику, но и предприняли новые шаги для полного расшатывания ярмяноязычной образовательной системы Джавахка», - пишет автор работы «Джавахк».
И, действительно, принятые до сих пор грузинским правительством многочисленные соглашения и обязательства, которые, казалось бы, направлены на урегулирование существенных проблем, волнующих национальные меньшинства, так и остались лишь документами, и не более. А сейчас на справедливые требования джавахкских армян, касающиеся образования, статуса армянского языка, некоторых социальных проблем, власти страны просто не обращают внимание, где уж там требовать что-то для их урегулирования.
Артак ГАБРИЕЛЯН - представитель Совета армянских общественных организаций Самцхе-Джавахка и Квемо Картли
ИЦ "Багин"