Уже полгода, как заслуженному деятелю искусств Армении, основателю и руководителю ансамбля армянских этнографических танцев "Карин" Гагику Гиносяну запрещен въезд в Грузию. Сам он узнал о том, что стал персоной нон-грата в этой стране, на приграничном пропускном пункте, через который граждане Армении въезжают на территорию соседней страны.
В НАЧАЛЕ АВГУСТА ПРОШЛОГО ГОДА ГАГИК ГИНОСЯН поехал в Ахалцихе, уроженцем которого является, чтобы побывать на могиле матери, ушедшей в мир иной в дни 44-дневной войны в Арцахе. Участник двух предыдущих Карабахских войн, Гиносян вместе с бывшими товарищами по оружию и воспитанниками своей школы танцев с первых дней турецкой агрессии против Арцаха отправился на фронт: по его же словам, не мог оставить в опасности ни Родину, ни своих парней. Известие о смерти матери застало его в окопе: он не смог участвовать в похоронах и проводить ее в последний путь.
После войны Гиносяну никак не удавалось посетить Джавахк: из-за пандемии коронавируса въезд в Грузию был закрыт. К середине лета границы открылись, и он выехал в Ахалцихе, не подозревая, что на пропускном пункте его ожидает "сюрприз".
"Приближалась годовщина смерти мамы, и я спешил поскорее привести в порядок могилу, возложить цветы, зажечь ладан, помолиться за души родителей, – рассказывает он. – Однако на границе меня продержали около трех часов, заявив, что из высших инстанций получен список граждан Армении, которым запрещен въезд в Грузию, и мое имя там тоже значится. Я попытался выяснить причину, на что получил ответ, мол, возможно, за мной числятся дорожно-транспортные нарушения. Но в этом случае владельцы автомобилей с нарушениями при выезде из Грузии обычно на месте выплачивают все штрафы и на этом вопрос закрывается.
После долгой волокиты выяснилось, что нарушений у меня нет, но запрет на въезд есть. Я старался выяснить, в чем дело, как вдруг появился пограничник с видеокамерой, явно пытаясь собрать на меня компромат, и заявил, что мне передают решение правительства Грузии и объяснять причины не обязаны".
Гиносяну ничего не оставалось, как пешком пройти обратно до армянского пограничного пункта, сотрудники которого удивились новости не меньше его самого. Командир погранзаставы связался с грузинскими коллегами, но получил тот же ответ, что и сам Гиносян. Более того, представители соседней страны насмешливо заявили, что он может жаловаться куда угодно, но в Грузию не въедет.
Добравшись до Еревана, Гагик Гиносян обратился в Министерство образования, науки, культуры и спорта РА, попросив выяснить, на каком основании ему – заслуженному деятелю искусств Армении, члену Международного Совета по танцевальному искусству при ЮНЕСКО, не разрешают въезд в Ахалцихе, где он, кстати, является совладельцем отчего дома и обладателем права на недвижимость. МОНКС, в свою очередь, обратилось в МИД РА с просьбой выяснить этот вопрос с официальным Тбилиси. Однако из МИД соседнего государства поступил тот же странный, мягко говоря, ответ: причин объяснять не будем, делайте, что хотите, жалуйтесь, куда хотите, это ваша проблема.
ВМЕСТЕ С ТЕМ ГРУЗИНСКАЯ СТОРОНА предложила Гиносяну обратиться в суд, однако ясно, что найми он адвоката в Грузии, вопрос однозначно будет решен не в его пользу, поскольку ни один местный юрист не пойдет против интересов своего государства. А адвокат из Армении, скорее всего, обойдется очень дорого: судебное разбирательство может затянуться на годы, защитнику придется постоянно ездить в Грузию, а Гиносяну - оплачивать его дорожные расходы и проживание.
"Для меня оскорбительно не то, что со мной разговаривают в таком презрительном тоне, а то, что Грузия с тем же презрением отвечает моей стране, моему государству, - объясняет известный артист. – Я обратился в ведомства РА с просьбой передать грузинской стороне, что у меня лишь одно желание: посетить могилы родителей, но пришел ответ, мол, мы бы подумали в отношении любой другой личности, но не Гагика Гиносяна. Создается впечатление, будто я преступник, вот только нет оснований, по которым меня могли бы взять под арест. А в целом запрет на посещение могилы родителей является кощунством, это натуральный фашизм".
В нелепом и необъяснимом для любого трезвомыслящего человека решении грузинских властей Гиносян усматривает турецкий след. Судя по всему, турки ополчились против деятеля культуры с ярко выраженной национально-государственной позицией, да еще и участника трех войн в Арцахе – человека, который предпочел защиту Родины участию в похоронах матери. Иных объяснений нет ни у Гиносяна, ни у многих других граждан РА, вместе с ним оказавшихся персонами нон грата для грузинских властей.
В черный список "made in Georgia" вошли и другие представители культуры, науки, общественно-политические деятели Армении - от академиков до депутатов, подавляющее большинство которых никогда не высказывалось против Грузии и тем более грузинского народа. Разве что один из историков писал в своем научном труде о том, что Джавахк веками был частью Армении, однако это является историческим фактом и никак не может служит основанием для запрета на въезд в дружественную страну.
Одной из причин подобной ситуации Гиносян видит и слабость армянского правительства, которое не может (или не желает?) защищать права своего гражданина. Между тем в РА свободно въезжает немало граждан Грузии, которые открыто выступают против Армении и Арцаха, зачастую - весьма радикально, но никто в Ереване не чинит им в связи с этим никаких преград.
"Будучи уроженцем Грузии, я всегда оставался защитником национальных интересов своего народа, - говорит Гагик Гиносян. - В то же время у меня с детства и юности сохранилось немало друзей-грузин, я сотрудничаю и дружу с коллегами по танцевальному искусству из этой страны и не имею ничего против ее народа. Наоборот, я считаю, что армяне и грузины должны развивать исторически дружеские отношения, достичь единства на основе общности интересов в регионе.
МЫ, АРМЯНЕ, МНОГОКРАТНО НА СЕБЕ испытывали, что такое турецкий ятаган. Вместе с тем история показала, что наш народ, несмотря на миллионы жертв, тем не менее, выживает и продолжает биться за родину и историческую справедливость.
Сегодня турецкий ятаган в экономическом смысле навис над грузинским народом, и чем раньше грузины осознают важность дружбы с армянами, тем скорее им удастся обрести подлинную независимость. Вспомним хотя бы великого Месропа Маштоца, который говорил, что принципу "разделяй и властвуй" необходимо противопоставить принцип "объединяйся, чтобы противостоять". Неслучайно Маштоц создал алфавит и для грузин, понимая важность объединения христианских народов Южного Кавказа против иноземных захватчиков.
Я хотел бы призвать грузинский народ осознать нависшую над ним угрозу турецкой экспансии и повлиять на протурецкую, а значит - антигрузинскую политику своего правительства. Сегодня Турция отобрала у меня мое детство, мой отчий дом, могилы моих родителей. Завтра то же самое, не дай Бог, может случиться и с любым грузином".
Магдалина Затикян, "Голос Армении"