Ну что, Никола Воваевича и фракцию «Мой шаг» можно поздравить. На этот раз Алиев не назвал премьер-министра Армении ни пьяницей, ни шутом. И даже кивнул в ответ на приветствие Пашиняна. Все это последний вполне может занести себе в актив. Тем более, что в остальном заносить нечего…
ПО ИТОГАМ ПЕРЕГОВОРОВ ВСЕ В СВОИХ АМПЛУА. Пашинян, как обычно, слова не сдержал, подставив своего пресс-секретаря Мане Геворгян, которая в канун визита говорила, что если решится вопрос военнопленных, может быть подписано совместное заявление, либо ничего подписано не будет вообще… Как видим, совместное заявление о разблокировке старых коммуникаций и разработке маршрутов новых, тем не менее, подписано, а Пашинян склонив шею в очередной раз признается, что у него опять ничего получилось. Старый анекдот про говорящую, но немощную лошадь снова приводить не будем, а лишь констатируем, что вопрос армянских военнопленных отложен на будущее, на милость Ильхама Алиева…
Президент Азербайджана тоже в своем амплуа: ему удалось продвинуться в направлении решения крайней важного для турко-азербайджанского тандема вопроса. В направлении разработок по созданию коммуникаций, связывающих Азербайджан с его Нахичеванской автономией через территорию Армении. Де-факто с Турцией… Хрустальная мечта турко-азербайджанских стратегов начинает обретать реальные очертания.
Российский лидер, конечно, старался, чтобы армянская сторона не выглядела откровенно униженной. Судя по словам Пашиняна в ходе уже двусторонней встречи, Владимир Путин поддержал позицию Еревана о необходимости полного выполнения пункта 8 совместного заявления от 10 ноября о необходимости возвращения военнопленных и иных удерживаемых лиц. Однако Алиев пока не намерен уступать и настаивает на своей версии, что задержанные в декабре у сел Хцаберд и Хин Тагер Гадрутского района армянские военнослужащие не военнопленные, а диверсанты, поскольку прибыли туда уже после трехстороннего заявления о прекращении огня… При этом Алиев умалчивает, что военнослужащие оказались в окружении, поскольку Азербайджан нарушил пункт заявления, который гласит о том, что после прекращения огня и ввода российских миротворцев стороны останавливаются на занятых позициях, а Азербайджан фактически продвинулся вперед. Но это для Алиева мелочи: главное, что армянские военнопленные по-прежнему будут служить инструментом шантажа Еревана, ну и предметом бахвальства перед внутренней аудиторией.
В СВОЕМ ВСТУПИТЕЛЬНОМ СЛОВЕ ПУТИН пытался подсластить Пашиняну горькую пилюлю и подробно говорил об усилиях российских миротворцев по возвращению Арцаха к нормальной жизни. О том, что миротворцы на линию соприкосновения и вдоль Лачинского коридора введены как по просьбе армянской, так и азербайджанской стороны. На слове «азербайджанской» Путин сделал особой акцент…
Российский лидер сказал и о том, что все шаги Москвы делаются при консультациях с другими посредниками от Минской группы, на основании общих наработок. Наработки эти, отметим, предусматривают, что окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен с учетом принципа самоопределения народов. Путин в своем слове подчеркнул, что Россия и дальше будет согласовывать свои шаги с сопредседателями США и Францией.
Эти слова вряд ли могли понравиться Ильхаму Алиеву, который уже и не скрывает, что, по его мнению, Минский процесс надо сворачивать, а статус Арцаха Азербайджан уже решил на поле боя. Но азербайджанский лидер понимает, что вялотекущий минский процесс особых обязательств на Баку не налагает, а вот выбитое у Пашиняна согласие на коридоры между Азербайджаном и Нахиджеваном через Сюник - ощутимое достижение…
Рубен Маргарян, "Голос Армении"