"Армянского народа в том виде, каким он был известен миру (умный и патриотичный) больше не существует. Есть группа людей, которые мечтают стать чьими-то рабами. Как возможно, чтобы после столь чудовищного поражения Пашинян все еще находился бы на своем месте? Власть просчитала все ходы вплоть до нынешнего состояния общества!" - заявил лидер партии "Национальная безопасность" Гарник Исагулян в интервью "Голосу Армении".
- Армянское общество всегда выступало за объединение оппозиции, чем объяснить тщетность усилий 17 партий по формированию критической массы, ведь после 9 ноября объединенная оппозиция сделала все возможное, чтобы вынудить премьера к отставке?
- Общество после войны находится в состоянии, когда трудно осознать, что именно произошло… На протяжении 44 дней войны все вертелось вокруг одной информации, которую поставляли власть и оппозиция, СМИ на балансе властей и оппозиционные издания. Все повторяли "Победим!", и вдруг 9 ноября нация оказалась в ситуации, когда руководитель государства подписал унизительное заявление о капитуляции. Народ начал узнавать правду только после 9 ноября, люди и сегодня продолжают получать сведения о войне, о том, что случилось. Еще только приходит осознание, почему так быстро произошла сдача районов, на первый план выходят вопросы погибших и раненных, проблемы, связанные с потоком беженцев и пленными. Власть очень точно запрограммировала очередность действий и рассчитала, в каком состоянии окажется общество после капитуляции и последующих событий.
- Иными словами, власть просчитала, что общество окажется в нынешнем состоянии паралича коллективной воли?
- Я уверен, что власть запрограммировала и просчитала все ходы, вплоть до нынешнего состояния общества. Народ оказался под бременем большого количества жертв, я уверен, что это количество было запланировано: чем больше жертв и без вести пропавших, тем больше ожидание, ведь известно, что далеко не все сразу узнали о судьбе своих детей и получили их тела для погребения. Большая часть родителей долгое время пребывала в неведении. Некоторые даже поздравляли друг друга с тем, что удалось получить фрагменты тел своих родных для погребения. Это трагедия, и для того, чтобы народ оправился от нее, нужно время.
- Некоторые политологи связывают неудачи движения "За спасение Родины!" с личностью кандидата от 17 партий на пост премьера переходного правительства, дескать, Вазген Манукян не способен собрать на площади Республики критическую массу. На ваш взгляд, связаны ли неудачи оппозиции с личностным фактором, и как развивались бы события, если бы место Манукяна занял молодой амбициозный лидер?
- Я не считаю, что личности в нынешнем процессе играют роль решающего фактора, наличие молодого амбициозного лидера никак не повлияло бы на ситуацию и процессы…
У оппозиции не было четкого плана действий
- Вначале уличные акции движения шли по нарастающей, почему произошел перелом, почему дело дошло до агитации в марзах, ведь очевидно, что оппозиция отправляется в марзы, когда в столице ее планы постигла неудача?
- Общество хотело решительных действий, увы, у оппозиции не было четкого плана таких действий. Когда массы приходят на митинги, а, спустя 2 часа, их отправляют по домам, то они больше не верят в успех…
- Но ведь после 9 ноября были действия в виде захвата зданий парламента, правительства и правительственной дачи премьера, после чего 17 партий перешли к конституционным методам борьбы, с этого момента начались неудачи?
- Общество поняло, что митинги не есть путь к смене власти. То, что говорит оппозиция, – чистая правда, оппозиция перенесла акции в марзы, продолжая, тем самым, законные методы борьбы. Все дело в том, что оппозиция действует конституционными методами против власти, которая управляет государством, нарушая Конституцию. Их пути могут пересечься только в том случае, если власть начнет соблюдать Конституцию, что я исключаю, или же оппозиция решит пойти по нетрадиционному пути, она должна пойти по пути массовой блокады дорог…
- Это делалось, незадолго до новогодних праздников оппозиция перекрывала улицы, но ее действия оказались безрезультатными, может проблема в ограниченности участников уличных акций?
- Не думаю, в тот момент, о котором вы говорите, людей на улицах было достаточно. Причина не в количестве, а в отсутствии у оппозиции готовности к решительным действиям. Оппозиция не смогла задействовать те методы, к которым прибегла власть… Выход один: движение "За спасение Родины!" должно прибегнуть к жестким методам борьбы, никто не говорит, что жесткие методы – это противозаконные методы. Блокада улиц и правительственных учреждений – тоже жесткие, но вполне законные методы против противозаконных действий власти. Увы, оппозиция продолжает следовать законным путем, а власть, прибегая к нарушениям закона, укрепляет свои позиции…
Я не связываю успех движения с лидерами…
- Вплоть до того, что Пашинян уже сегодня может заявить, что народ не на стороне оппозиции, стало быть, разделяет действия власти? Может, созрела необходимость задействовать новый формат, если формат 17 оказался непродуктивным, и как вы относитесь к заявлению лидера партии "Реформисты" Ваана Бабаяна о том, что движение достигнет цели только в том случае, если его возглавят второй президент Роберт Кочарян или третий президент Серж Саргсян?
- Пожалуйста, руки ни у кого не связаны, если найдутся оппозиционные силы, которые захотят пойти своим путем, им никто не мешает. Партия "Национальная безопасность" примкнула к движению "За спасение Родины!", однако в данный момент мы не ведем активных действий, ибо мне не совсем понятны те методы, которыми работают 17 партий. Если появится новая оппозиция, то ей никто мешать не будет, а мы остаемся в формате 17, исходя из того, что стране нужно переходное правительство и премьер, который после переходного периода больше не будет заниматься политикой. Что касается второго и третьего президентов, то, повторюсь, я не связываю успех движения с лидерами, речь должна идти о методах действий. К примеру, Ишхан Сагателян и другие деятели АРФ "Дашнакцутюн" имели очень острые выступления, но я говорю о действиях. Есть некто, кто поведет общество к конкретным действиям? - Дорога открыта, пусть появится такой лидер. В данный момент я такого человека не вижу!
- Оппозиционно настроенная публика ходила на митинги, участвовала в шествиях, перекрывала улицы, мерзла в палатках, а политические силы, между прочим, уже занимаются агитацией с видом на досрочные парламентские выборы под руководством Пашиняна, как вы к этому относитесь?
- Партиям не запретишь заниматься агитацией, мы против участия в досрочных выборах, если Пашинян останется на посту премьера, эту позицию разделяют многие партии. Общество еще не преодолело апатию, а, если честно, то я недавно пришел к заключению, что армянского народа в том виде, каким он был известен миру (умный и патриотичный) больше не существует. Есть группа людей, которые мечтают стать чьими-то рабами. Как возможно, чтобы после столь чудовищного поражения Пашинян все еще находился бы на своем месте? Это трагедия. Те, кто не согласен с нынешним положением вещей, подвергаются уголовным преследованиям. Мне лично предъявлены обвинения в ложном доносе, призывах к насильственному свержению власти, а также обвинение в участии в незаконных акциях. Я не хочу жестко критиковать оппозицию, это было бы неправильно…
- А, может, оппозиция, которая на фоне столь чудовищных преступлений не смогла добиться отставки премьера, заслуживает резкой критики? Может, эта критика вынудит ее пересмотреть образ своих политических действий и выйти на верный путь? Ведь сегодня все рассуждения 17 партий о будущем страны выглядят как профанация, не так ли?
- Нет, это не профанация, просто, у объединенной оппозиции нет опыта в деле организации революций, а сегодня армянскому народу нужна революция, а не просто смена власти, нам нужна революция во всех смыслах посредством законных, но жестких методов!
Марина Мкртчян, "Голос Армении"