"Обильный снег увеличивает наши ожидания относительно благоприятного экономического года. 2020-й будет урожайным годом, и не только в сельскохозяйственном смысле", - писал как-то на своей странице в Фейсбуке премьер Никол Пашинян. Какой "урожай" собрал он в прошедшем году – как в плане борьбы с коронавирусом, так и по результатам войны в Арцахе – сегодня очевидно всем. Сегодня поговорим о том, насколько урожайным 2020-й оказался для привлечения инвестиций…
На днях свалившийся на наши головы 2,5 года назад горе-премьер после провала всех своих благих начинаний выдал очередную бессмертную истину: "2021 год должен стать годом восстановления наших экономических амбиций". А сразу после этого на первом в наступившем году заседании правительства развернулась дискуссия вокруг принятой 21 мая 2020 года первой государственной антикризисной программы стоимостью 50 млрд драмов, направленной на долгосрочное экономическое развитие.
Напомним суть этой программы, которая заключалась в том, что правительство готово вложить в те бизнес-идеи, которые будут содержать инновационную составляющую, позволяющую, так сказать, вписаться в "новый посткризисный мир". По замыслу правительства, на это финансирование могут претендовать те хозсубъекты, которые имеют видение будущего и представят программы по такой реструктуризации своего бизнеса, которая улучшит глобальные позиции компании и придаст ей больше конкурентоспособности. В связи с этим вспомнилось, как еще при предыдущих правительствах было принято решение о серьезных налоговых льготах для тех хозсубъектов, которые освоят выпуск товаров, ранее не производившихся в Армении. Надо ли говорить, что огромной очереди за этими льготами не выстроилось, так как фантазии – это одно, а реальность – совсем другое.
В очередь за государственным софинансированием, мягко говоря, не выстроились и на сей раз, что в очередной раз красноречиво подтверждает нашу давнюю мысль о том, что правительство Пашиняна за дефицитом умелых и знающих кадров действует преимущественно методом "тыка". Ткнут в одном направлении – ноль эффекта, ткнут в другом – снова фиаско, и так далее. Тем более, что, как выразился премьер, он совсем не против экспериментирования. По-видимому, у него куча времени, а состояние экономики позволяет бездумно терять время на бессмысленные "тыки".
ПРИ ПРИНЯТИИ УКАЗАННОЙ ПРОГРАММЫ БЫЛИ ВЫСТАВЛЕНЫ следующие условия: частный инвестор вкладывает в развитие своего бизнеса сумму порядка $1-2 млн (одна единица), столько же софинансирует государство посредством специально созданного фонда (еще одна единица), но при этом частник должен еще привлечь банковский кредит на сумму, равнозначную вложениям государства и его самого (еще две единицы). Таким образом, если частный инвестор готов, допустим, вложить в свое дело $1 млн, то в совокупности размер инвестиций составил бы $4 млн (плюс $1 млн из госказны и $2 млн кредитов). Тут сразу отметим, что за отсутствием желающих попользоваться этой "шикарной" программой, уже через несколько месяцев, в августе прошлого года правительство сделало очередной "тык", а именно изменило лимиты частного вложения с первоначальных $1-2 млн до $0,5-4 млн с тем, чтобы оживить программу и вовлечь в нее более скромных (на $500 тысяч) инвесторов.
Не помогло: очередь продолжала отсутствовать, если не считать всего 4 бизнес-проекта, которые, по словам министра экономики Ваана Керобяна, "близки к инвестициям". И вот последний внес на заседание кабинета следующий "тык": вообще снять все условия (со стороны частного инвестора и банков) по государственному финансированию, а отбор компаний-бенефициаров осуществлять исключительно на основе их авторитета и истории. По сути теперь предлагается просто инвестировать частный бизнес из средств налогоплательщиков, причем на весьма зыбкой основе, поскольку лично я могу с ходу назвать десятки состоявшихся в свое время компаний с репутацией и длительной историей деятельности, которые в дальнейшем… обанкротились. Даже не сомневаюсь, что и на сей раз безумные идеи нового министра экономики приведут к распылению государственных финансов без какой-либо весомой отдачи для экономики.
Премьеру Пашиняну, которому, как сказано выше, вовсе не чужда идея постоянно ставить опыты над экономикой (этим отличается и вице-премьер Тигран Авинян), предложение министра понравилось, но, заметим, чуть ли не впервые оно было принято при 3-х голосах против. Члены правительства, которые в отличие от министра экономики более-менее разбираются в экономических нюансах, были буквально ошеломлены безграмотным предложением Ваана Керобяна.
ТАК, ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР МГЕР ГРИГОРЯН УСМОТРЕЛ в нем очевидные серьезные риски искажения рынка и нарушения норм справедливой конкуренции. Минфин в лице главы ведомства Атома Джанджугазяна напомнил членам кабинета, что данная программа имела первичной целью именно стимулирование роста частных инвестиций, а в результате нового "тыка" в программе остается исключительно государственное финансирование. Таким образом, исчезает логика государственного софинансирования и разделения рисков с частной организацией, и вообще принцип отбора бенефициаров становится расплывчатым и во многом субъективным. От себя добавим, что при этом резко возрастают и коррупционные риски (кому-то государство открыло финансирование, кому-то нет). Против нового безграмотного эксперимента открыто высказались как Центробанк РА, так и министр труда и по социальным вопросам Месроп Аракелян.
Тем не менее, премьер Пашинян, как сказано выше, поддержал изменения в программе, выдав при этом абсолютно дилетантское изречение о том, что, мол, в сложившихся условиях лучше что-то делать, чем ничего не делать. Наверное, ему и невдомек, что при выборе между действенной глупостью и нейтральным безделием лучше все-таки выбирать второе. Кроме того, напомним Пашиняну его же собственные слова о том, что любой пакет мер господдержки – "это не гуманитарная помощь экономике". Впрочем, об этих своих словах он наверняка уже не помнит…
Ашот Арамян, https://www.golosarmenii.am