У нас есть месяц-два для претворения в жизнь армянского варианта политических развитий, после чего процессы уйдут из рук общественности Армении, вернее их заберут внешние игроки – либо Турция, либо Россия, и если время будет упущено, то потом все будут ответственны и виноваты в этом, а не только Никол, который даже не скрывает, что для него не случилось ничего трагического, заявил в беседе с «Голосом Армении» руководитель исследовательского института «Политэкономия» Андраник Теванян.
- Прошло почти два с половиной месяца после подписания 10 ноября трехстороннего заявления, а Пашинян, как говорится, и ныне там: подписывает с Азербайджаном новые соглашения, называет оппозицию угрозой для Армении, готовится провести внеочередные выборы… Какие на данном этапе вам видятся варианты политических развитий?
- С поведением и высказываниями Никола Пашиняна все было ясно давно. Его заявления на днях в парламенте полностью укладываются в логику печально известного протурецкого лозунга «бархатная революция ценнее, чем Арцахская освободительная война». Ничего нового… Вопрос в другой плоскости. В Армении есть три варианта политических развитий: армянский, российский, турецкий.
Согласно турецким планам, или Никол Пашинян останется премьер-министром и доведет до конца капитуляцию Армении, или под его руководством состоятся внеочередные парламентские выборы, которые со всеми последующими подсценариями опять же приведут к окончательной капитуляции Армении. Никол все еще является премьер-министром и предлагает внеочередные парламентские выборы. Иными словами, в Армении в данный момент работает турецкий сценарий.
В случае российского варианта политических развитий Никол Пашинян и только его семья получают от Путина гарантии личной безопасности, он оставляет премьерское кресло (не исключено, что и Армению), посредством депутатов «Моего шага», ПА и, возможно, СА передав должность премьера желательному для Кремля кандидату.
Российский сценарий положительным образом отличается от турецкого варианта, но в этом случае Армения по своему статусу почти не будет отличаться от статуса Арцаха. Впрочем, не нужно винить в этом русских, поскольку если изменения не происходят изнутри, а Кремль, отмечу, обеими руками за изменения изнутри, то русские, исходя из своих интересов, будут вынуждены вмешаться. Чтобы Армения не перешла к туркам, а осталась бы под их влиянием, чтобы из Гюмри не была выведена военная база и чтобы не упустить Южный Кавказ.
Прямое вмешательство России в нашу внутриполитическую жизнь будет схоже с их вмешательством в Арцахе: как только увидели, что Никол не против сдачи Степанакерта туркам, сразу же вмешались, чтобы защитить свои интересы. Интересы, которые совпали с нашими. Но констатируем: Арцах де-факто уже стал российской территорией. И если вы заметили, Никол не произносит «Арцах», а если и делает это, то вынужденно и с отвращением. Была бы его воля, все сдал бы...
Наличие российских миротворцев в Арцахе однозначно положительно, поскольку другим вариантом был бы азербайджанский флаг в Степанакерте. Продолжает ли Армения быть гарантом безопасности Арцаха? Нет. Арцах уже является предметом российско-азербайджанского спора, а не армяно-азербайджанского. В этом проблема. Заявление от 9 ноября является для нас наименьшим из зол по сравнению с тем, что могло бы быть под лозунгом Никола «Победим», - полное выселение армян и сдача Арцаха. Сейчас хоть что-то осталось, но все равно Арцах 9 ноября, мягко говоря, отличается от Арцаха, существовавшего до 27 сентября 2020 года. Тогда в Арцахе была государственность. Сейчас нет.
Самым желательным для нас вариантом политических перемен, естественно, является армянский. Это означает, что Никола Пашиняна следует устранить своими силами. Но пока этого сделать не удается. Подчеркну, окно для претворения в жизнь армянского варианта закрывается, времени в обрез. И если это время не будет использовано, то потом все будут ответственны и виноваты в этом, а не только Никол, который даже не скрывает, что для него не случилось ничего трагического и его интересует только спасение своей шкуры и денег.
- Объясните нашим читателям, почему окно армянского варианта политических развитий вот-вот закроется? Ведь люди могут возразить, и многие так и делают, мол, да ладно, все нормально, это оппозиция пугает, а на самом деле ничего Армении не грозит…
- В подобных ситуациях, когда происходит капитуляция, потеря государственности, в данном случае Арцаха, очень логично, и международная практика об этом свидетельствует, что действующий руководитель либо самостоятельно уходит (причем или из жизни, или в отставку), либо его отстраняют. Здесь тоже два варианта: его отстраняют или политическим путем, или путем военного переворота. Как правило, в странах с несостоявшейся демократией, где нет соответствующих устоявшихся традиций, культуры, происходит военный переворот. Этот международный опыт есть и у наших соседей, и у Армении в 1997-98 гг., когда по сути была предотвращена программа, которую фактически претворил в жизнь Никол Пашинян в 2020-м. В 1997-98 гг. произошел бархатный военный переворот, нацеленный на усиление безопасности Армении и спасение Карабаха. Тогда это сделать удалось, сейчас – нет. Потому что Николу Пашиняну удалось разрушить ту структуру, которая фактически была единственной состоявшейся легитимной структурой. Речь об армии. И эта структура фактически не воспротивилась своему разрушителю.
44 дня армия, разные институты, государственные структуры фиксировали, что Армению преднамеренно ведут к поражению. Что имеют место колоссальные человеческие и территориальные потери. Но фактически никто не воспротивился, не взбунтовался; это означает, что у нас уже нет и этой системы. Общественность, люди, которые хотят перемен и которые понимают, что жить в Армении под руководством Никола Пашиняна небезопасно, требуют от оппозиции решительных действий. Иными словами, требуют от оппозиции военным путем или путем оружия отстранить Пашиняна, что не является функцией оппозиции. Когда этого не происходит, люди впадают в апатию. Это с одной стороны. С другой – у оппозиции, возможно, не получается передать людям более широкие мессиджи, содержащие не только национальные коды, но и социально-экономические коды. Очевидно, что капитуляция продолжается: ежедневно мы констатируем потери в том или ином виде. На данный момент наблюдается некоторый застой, проблема остается нерешенной.
Я говорю, что для армянского сценария у нас очень мало времени, и окно вот-вот закроется, потому что в нашем регионе очевиден конфликт России и Турции и в связи с руководством Армении у каждой из сторон свои расчеты. Никола Пашиняна зубами держат Алиев и Эрдоган, и им очень важно, чтобы Пашинян остался на посту. На крайний случай, при усилении давления, чтобы при премьерстве Пашиняна состоялись внеочередные выборы. Которые, уверен, будут беспрецедентным образом сфальсифицированы, поскольку Пашиняна поддерживает очень небольшой социальный слой. За все это время Пашинян показал, что является лжецом, фальсификатором, манипулятором номер один, и ему ничто не помешает в очередной раз прибегнуть к фальсификации, если в стране под его руководством состоятся внеочередные выборы. И политические силы, которые войдут в эту игру, фактически разделят с ним ответственность за предательство.
Россия против такого сценария, поскольку для нее Никол Пашинян, помимо всех остальных причин, был неприемлем, так сказать, по причине классового различия. Сейчас он для России тем более неприемлем, поскольку там при поддержке Запада активизировался Навальный – своеобразный российский Пашинян. Путинская Россия не может бороться с Навальным в России, при этом сотрудничая с Арменией посредством армянского Навального. Следовательно, отстранение Пашиняна от власти для путинской России – задача, так сказать, экзистенциального характера. Если Россия увидит, что терпит в Армении поражение от турок (поскольку в Армении работает турецкий проект), то исходя из своих же интересов, чтобы не позволить полной тюркизации Армении, начнет вмешиваться во внутриполитические процессы в Армении. И сменит Пашиняна, можно сказать, своим назначенцем. Этот ресурс у России есть.
Очевидно, что Россия в вопросе смены Пашиняна спешит, поскольку в сентябре состоятся выборы в Думу. Очевидно и то, что проблема Навального не набрать большинство на этих выборах, поскольку это невозможно, а подпортить думские выборы, создать проблемы для Путина хотя бы на этом этапе. И в этом плане наличие Пашиняна в Армении может быть заразительным, потому что периферия во многих случаях оказывает влияние на метрополию. А мы полностью находимся под российской системой безопасности, и классовых различий здесь быть не может.
Повторюсь, поскольку на сентябрь намечены выборы в Государственную Думу, для России желательно, чтобы до этого времени в Армении произошла смена власти. Желательно это еще и по той причине, что сейчас Россия обсуждает с Азербайджаном вопрос Арцаха, однако для поддержания баланса необходим представитель Армении, которого практически нет. А такой партнер России, которая в нашем регионе находится в жесткой конкуренции с Турцией и одновременно пытается держать Азербайджан в своей орбите, не выгоден. Наличие российских миротворцев в Карабахе должно быть оправдано наличием там армянского населения, а в Армении – руководства, которое лоббирует вопрос статуса Арцаха, стремится восстановить формат Минской группы и прочее. Армянская власть должна представлять собой субъектность, чтобы Россия смогла бы дистанцироваться и выполнять роль арбитра – исходя из своих интересов, защищая также наши интересы. А поскольку во время встречи Пашиняна, Алиева и Путина фактически происходит российско-азербайджанский диалог, а Пашинян выполняет роль статиста или вольно или невольно играет в пользу Азербайджана, то для российской стороны дело усложняется. Так что и с этой точки зрения России невыгодно, чтобы Армению представляла тряпка. Работать на международной арене с такой капитулянтской властью, которая вызывает серьезные подозрения о том, что является агентом вражеской страны, тоже невозможно…
- Однако факт остается фактом: на фоне выступивших за отставку Пашиняна практически всех политических сил, всех трех президентов, двух католикосов, общественных, культурных деятелей, научных кругов, активистов, на фоне бредовых заявлений Пашиняна в НС пару дней назад о том, что никогда прежде власть не возвращала такого количества пленных, что Шуши – азербайджанский город, изнутри добиться отставки Пашиняна и его команды не удается. Складывается впечатление, что армянского варианта политических развитий практически нет. Как вы себе представляете политическую борьбу в рамках Конституции в случае с турецкими агентами?
- В подобных случаях реальным процессом должен быть военный переворот. Силовые структуры, которые принесли присягу Республике Армения, нарушают свою клятву и служат Николу Пашиняну. Что грозит им после смены власти военным трибуналом. Требовать радикальных шагов от оппозиции означает требовать вооруженного восстания. Это не входит в функции оппозиции. Поэтому возникла тупиковая ситуация.
Вопрос, возможно, в том, что нужно переформатировать борьбу оппозиции и дать ей новый старт. Попытаться обеспечить более широкую общественную консолидацию, выведя людей на улицы не только и не столько на отрицании и негативе, но и на позитиве. Очевидно, что необходимо сделать все, чтобы армянским вариантом устранить Никола. Только тогда станет возможным восстановить уровень субъектности Армении. Обеспечить новые эффективные и качественные армяно-российские отношения. Суметь развивать отношения с дружественными странами. Получить карт-бланш для того, чтобы предстать в мире достойным образом. Восстановить систему безопасности и армию. Построить развивающуюся и не сдающуюся по GPS турка страну. Выбор у армянского народа пока есть. Потом будем вынуждены озираться по сторонам, говоря, мол, нас продали. Невозможно продать никакую нацию или государство, если данная нация и государство сами от себя не отказываются.
Я пока вижу такую возможность – на основании изменений площадки и мессиджей. Это окно пока еще месяц-два будет открыто. После чего процессы уйдут из рук общественности Армении. Вернее их заберут внешние игроки: либо Турция, либо Россия – иных конкурирующих сил в нашем регионе нет. Запад здесь играет посредством Турции. Россия ослаблять свое влияние в традиционном для нее регионе не намерена. Как это у нее получится, посмотрим. Очевидно, что Армения стала площадкой российско-турецкой конкуренции. И Никол Пашинян, без сомнения, играет на турецкой стороне. Это аксиоматическая истина.
Аревик Чилингарян, "Голос Армении"