В Азербайджане возбуждено уголовное дело против двух ливанских армян, попавших в плен в Арцахе. Как сообщили источники Trend в правоохранительных органах, Акоп Абраамович Терзиян и Акоп Хаджирян обвиняются по статьям 228.3 (незаконное ношение огнестрельного оружия и взрывных устройств группой лиц по предварительному сговору), 214.2.1. и 214.2.3 (терроризм, совершенный группой лиц по предварительному сговору, организованной группой ), 279.2 (создание на почве религиозной вражды вооруженных формирований), 318.2 (незаконное пересечение госграницы Азербайджана организованной группой) УК Азербайджана.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: уже больше двух месяцев, многие в Армении задаются в том числе и вопросом о том, зачем Баку отказывается возвращать армянских военнопленных? Конечно, для Алиева это инструмент воздействия на Ереван. Но дело, явно, не только в этом. Судя по букету предъявленных двоим армянским пленным обвинений, очевидно, что в Азербайджане формируется некий образ армянского организованного терроризма. Баку отлично понимает, что тема использования террористов-наемников в 44-х дневной войне против Арцаха вовсе не закрыта. Алиеву еще долго будут припоминать (в том числе и на различных международных площадках) тот практически доказанный факт, что в ходе войны он завез в регион сотни боевиков из террористических группировок Ближнего Востока и отправил их воевать против армянских вооруженных сил. А это чревато неприятностями как минимум на дипломатическом поле. Так или иначе, кейс по террористам висит над Баку дамокловым мечом, и понятно, что здесь стараются нивелировать проблему. Точнее, спихнуть с себя ответственность за превращение региона в лагерь международного терроризма. Ну или хотя бы разделить эту ответственность с армянской стороной.
Баку сейчас пытается убедить мир в том, что это с армянской стороны воевали группы международного организованного терроризма. По крайней мере с армянской тоже. Вот и шьют там террористические уголовные дела армянским военнопленным. Вот и отказывается Алиев выдавать их (военнопленных). Плюс, повторюсь, это эффективный рычаг давления на Ереван, от которого еще есть что получить.
Впрочем, как поступает Баку в данном контексте - отдельный вопрос. Другое дело, что Ереван ему здесь откровенно подыгрывает. Вообще, в истории с возвратом военнопленных позицию армянской стороны можно объяснить разве что стремлением обслуживать исключительно азербайджанские интересы. Тут вспомним, с какой повесткой летел в Москву на трехстороннюю встречу Пашинян и с чем вернулся. За несколько дней до поездки и само лицо, занимающее пост премьер-министра Армении, и его представители анонсировали главную цель визита в Москву, подчеркивая, что ключевым вопросом на предстоящей встрече для Еревана будет вопрос возврата военнопленных. При этом с азербайджанской стороны ставились совсем иные задачи, в перечень которых проблема военнопленных не входила. Зачем вообще Пашиняну было ездить в Москву и для решения проблемы военнопленных, если его по этой теме Алиев и слушать не собирался? Конечно, в этой ситуации адекватный лидер нормальной страны отказался бы от встречи. Но…
КАЗАЛОСЬ БЫ, РАЗ УЖ ПОЕХАЛ, РАЗ УЖ ВСТРЕТИЛСЯ, раз уж унизился, то хотя бы можно было поторговаться. Тем более что навязанная Армении схема якобы разблокировки транспортных коммуникаций (повестка Алиева-Эрдогана) практически ничего нам не дает, даже если очень захотеть найти в ней плюсы для нас. Там одни дивиденды для всех, кроме нашей, сторон. И с геополитической, и с экономической точек зрения. То, что нам предлагается (возможность железнодорожного сообщения между Арменией и Россией, Арменией и Ираном), изначально гиблая идея, абсолютно не рентабельная и не реализуемая на практике, о чем твердят эксперты. Зато эта схема полностью отвечает желаниям и стремлениям турецко-азербайджанского тандема. И об этом тоже эксперты говорили сотни раз.
Что же получается? Пашинян соглашается ехать в Москву с целью решить проблему военнопленных. Не решает. Даже не приближается к решению. Пашинян в Москве безропотно подписывает документ, отвечающий интересам наших врагов. Хотя мог бы "поторговаться". Но не торгуется. Даже после этого у Пашиняна остается небольшой, но козырь: он может отказаться от практических шагов (формирование и работа соответствующих рабочих групп) в вопросе реализации выгодных для Баку и Анкары планов. Однако и этим козырем не пользуется, не ставит ребром вопрос военнопленных. Почему?
Почему за все эти уступки врагам с армянской стороны Пашинян не потребовал и не добился даже возвращения военнопленных? Пожалуй, потому, что Алиеву реально нужны армянские военнопленные, Алиеву нужно сформировать образ армянского терроризма, чтобы противопоставить его любым упрекам в свой адрес на предмет того, что во время войны он пользовался услугами наемников-террористов. Собственно, Пашинян не использовал свои аргументы с целью не мешать Алиеву продвигать свои планы. А то и вовсе помочь.
Как иначе, кроме как предательством, можно назвать отказ от возможности защиты интересов своей страны в угоду врагу? Как иначе, кроме как изменой, можно назвать политику подыгрывания сопернику? Эти вопросы адресованы тем, кто еще продолжает сомневаться в предательской антиармянской сути бархатной власти…
Ара Меликсетян, "Голос Армении"