"Душевнобольному парню из села Карабулах отрезали голову прямо перед камерой, потом насадили на туловище свиную голову и все это – под гогот толпы…", - это один из комментариев пользователя Фейсбук под постом о том, что в Арцахе в очередной раз нашли останки гражданских лиц. "Почему наши власти не кричат на весь мир, кто ответит за это, или мир интересует только ходжалу-моджалу?", - написала автор поста, подчеркивая, что речь идет даже не о военных, а о гражданских лицах, зверски убитых азербайджанскими вояками как в дни войны, так и после – вплоть до последних дней.
ОЧЕРЕДНОЙ ПРИМЕР ТОМУ - УБИЙСТВО Арсена Караханяна, совершенное в середине января. Другой случай, о котором также стало известно на днях, - найденные убитыми во дворах своих домов в селах Азох и Драхтик трое гражданских лиц. Двум мужчинам было 55 и 80 лет, женщине – 55. Все они отказались покинуть родные дома, женщина была, как сообщается, инвалидом – душевнобольной. Азербайджанские нелюди убили беспомощных и беззащитных людей только за то, что они были армянами, и убили, судя по всему, с особой жестокостью. Их даже не угнали в заложники - их просто убили. Несчастных опознали по одежде родственники.
Ранее, 14 января, СМИ сообщили о найденном опять-таки возле собственного дома теле жительницы Каринтака Алвард Товмасян. По словам родных, у 58-летней женщины были проблемы умственного характера, и она также отказалась покинуть родное село. На теле Товмасян были обнаружены следы пыток, кроме того, оно было расчленено – отрезаны рука, ухо, нога. Как назвать сотворивших подобное – не знаю…
Сообщения о найденных в Арцахе телах гражданских лиц появляются почти с такой же регулярностью, что и военнослужащих. Президент Азербайджана цинично называет террористами граждан Армении, а также армян-граждан других стран, которые поехали в Арцах защищать свою Родину, присваивает себе право судить и объявлять их в розыск, а в это время его вояки с изощренной жестокостью расправляются с мирными жителями, по разным причинам оставшимися на оккупированных территориях. То есть ведут себя как террористы в самом точном понимании этого слова и в полном соответствии с традициями ИГИЛ, как, впрочем, и собственными – вспомним события и Первой Карабахской войны, и Апрельской…
Все последние 4 месяца, начиная чуть ли не с первого дня, сеть была буквально наводнена видеокадрами ужасающей своей жестокостью расправы над армянами – пленными и заложниками, стариками и юношами, мужчинами и женщинами. До сих пор Баку осуществляет целенаправленный психологический террор, регулярно вбрасывая фотографии, видео и просто информацию о подобных случаях. Параллельно идет интенсивная работа в Европейском суде по правам человека, куда уже направлены жалобы Азербайджана, причем не только имущественного характера: Баку жалуется на нарушение Ереваном прав собственных граждан. Столь же целенаправленно идет процесс на политическом уровне: со стороны самых высокопоставленных чиновников озвучиваются разного рода обвинения в адрес Армении. Понятно, что Алиев, отлично зная о содеянном им самим и его нелюдями, стремится создать некий баланс и тем самым максимально замаскировать собственные преступления.
НАКОНЕЦ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ведется на информационном фронте – помимо тем, связанных с недавней войной, в мировой прессе уже начали появляться статьи о событиях в Агдаме 26 февраля 1992 года, так наз. "ходжалинских" - разумеется, в азербайджанской интерпретации. Например, буквально на днях была опубликована полная лжи и фальсификаций статья в польской прессе.
Что делается на этом фоне в Ереване и Степанакерте?
Систематическая работа идет только на правовом уровне – усилиями прежде всего Омбудсмена Армении, который вместе со своими сотрудниками (ранее – в тесной связке с бывшим Омбудсменом Арцаха) выполняет поистине титаническую работу. А также рядом правозащитников, работающих по линии пленных в ЕСПЧ, и представителя РА в Евросуде Егише Киракосяна. Последний на днях сообщил, что готовится как жалоба Армении, так и контраргументы по поводу иска Баку.
Это, безусловно, очень важно, но сразу с несколькими "но". Во-первых, работа на правовом поле никак не подкрепляется деятельностью в политической и информационной сферах – здесь очевидный и полнейший ноль. Во-вторых, подобный объем работы вряд ли под силу только представительству РА в ЕСПЧ даже при поддержке правозащитников, нужна специальная расширенная комиссия. В-третьих, широко известно, что ЕСПЧ – структура крайне неповоротливая по своему механизму, и иски в ней рассматриваются очень долго, годами и даже десятилетиями.
Кстати, рискнем предположить, что именно в этом причина снисходительного отношения к работе Киракосяна со стороны правительства Пашиняна, которое все прошедшие после войны два с половиной месяца не сказало о совершенных и совершаемых режимом Алиева военных преступлениях ни слова. Время от времени появляются заявления МИД РА, однако на фоне молчания считающихся первыми лицами государства персон эти заявления выглядят лишь слабой попыткой несколько сгладить позорную ситуацию с фактическим молчанием властей.
Сколько раз за два с половиной месяца депутаты властной фракции выступали с заявлениями относительно незаконного удержания Азербайджаном, пыток и убийств пленных и заложников? Считающая себя великим парламентским дипломатом Лилит Макунц хотя бы раз выступала на какой-либо международной площадке по этому вопросу? А считающая себя политическим деятелем Лена Назарян? Как насчет спикера Мирзояна, которого подавляющее большинство населения страны считает турецким агентом? Было ли хотя бы одно заявление парламентской делегации на каком-либо международном мероприятии, пусть даже в режиме онлайн, по данному вопросу? Выступал ли посол в какой-либо стране или международной организации по этому поводу, распространялось ли заявление? Сколько раз выступал по поводу пленных сам считающий себя премьером субъект, члены его команды - так, чтобы было слышно на международном уровне?
Ответ: помимо заседания и заявления 8 декабря парламент РА ни разу не удосужился обсудить эту актуальнейшую проблему и вновь привлечь внимание международных партнеров. Депутаты властной фракции и члены правительства, если и заикались по теме, то делали это крайне редко и вынужденно.
МЕЖДУ ТЕМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ Азербайджана, в первую очередь – в отношении пленных и гражданских лиц, надо говорить и кричать на каждом углу, если государство реально стремится их спасти и вернуть. Этого не делается – власти словно воды в рот набрали и ни словом, ни делом не осуждают и не требуют наказания ни Алиева, ни его людоедов. То же самое касается и властей Арцаха – президент Арутюнян ведет себя так, словно зверски убитые – граждане какой-то другой страны, не Арцаха. Со дня отставки Артака Бегларяна прошло больше месяца, но до сих пор не назначен новый Защитник прав человека, хотя работы – непочатый край…
Отдельного разговора заслуживает информационное поле. Скромно отмеченная лишь общественностью 31-я годовщина геноцида армян в Баку, которая все прошедшие годы сопровождалась публикациями по меньшей мере в российских СМИ, на сей раз "обошлась" без таковых. При том обилии преступлений, которые совершал ранее и продолжает совершать Азербайджан, в мировой прессе не было опубликовано ни единого материала, в том числе – по теме пленных. Если и были, то отнюдь не усилиями соответствующих армянских структур. Чем заняты в Центре информации и общественных связей при премьер-министре РА, специалисты которого ранее активно занимались этими вопросами, остается лишь гадать.
Одна лишь печальная история Марал Наджарян – захваченной в плен уже после войны гражданки Ливана, о которой стало известно еще в середине декабря, должна была наводнить страницы мировых СМИ с заголовками о том, что Азербайджан грубейшим образом нарушает международное право. О ней и ее спутнике, также ливанском армянине, поехавшем вместе с Марал в Шуши забрать вещи, должны были поступать одно за другим заявления в разного рода структуры – ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Европарламент… Но ничего подобного и близко нет. Словно нет и самой красавицы Марал, как и десятков и сотен армян, которые ежедневно подвергаются пыткам и издевательствам в бакинских тюрьмах…
Впрочем, для Никола Пашиняна и его соратников их и правда нет. Эту власть давно уже не интересуют граждане РА и армяне в целом. Как недавно заявила Лариса Алавердян, Пашинян сдал земли вместе с людьми – и для него это пройденный этап, о котором власть хочет как можно скорее забыть. Судьбы этих людей его не волнуют, он затрагивает вопрос лишь вынужденно, как и его соратники. Эта власть никогда не станет поднимать вопрос военных преступлений Азербайджана еще и потому, что сама в немалой степени приложила к ним руку: предательством Родины и граждан во время войны, и преданием забвению Родины и граждан, как погибших, так и плененных, – после.
Пашинян с Алиевым – подельники, которые друг друга не сдают – разве что один вовсю потешается и унижает другого, а другой молча глотает эти унижения и измывательства не только над ним лично, но над всей страной.
И за это заплачено?
P.S. Отказ депутатов ПАСЕ на зимней сессии обсуждать вопрос армянских пленных – очередной провал властей. Спрашивается, зачем надо было ехать целой делегацией в условиях, когда многие страны предпочли дистанционное участие? А если уже поехали – нужно было добиваться включения вопроса в повестку любой ценой. И выйти, хлопнув дверью, после отказа.
Учитывая состав делегации, вызывает сомнение даже вопрос о том, пытались ли они внести вопрос? Или на радостях, что удалось, наконец, вырваться в Европу, забыли о том главном, ради чего только и только следовало ехать в Страсбург?
Марина Григорян, "Голос Армении"